fantlab ru

Стивен Бакстер, Аластер Рейнольдс «The Medusa Chronicles»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.60
Оценок:
5
Моя оценка:
-

подробнее

,

The Medusa Chronicles

Другие названия: Хроники Медузы

Роман, год; цикл «Артур Кларк. Свободные продолжения»

Примечание:

Продолжение классической повести Артура Кларка «Встреча с медузой» (1971).

В сети также доступен любительский перевод Николая Порфирьевича Фурзикова под названием «Хроники Медузы».


Входит в:

— цикл «Артур Кларк. Свободные продолжения»  >  Циклы и романы

Номинации на премии:


номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2017 // Научная фантастика («Хроники Медузы»)

номинант
Локус / Locus Award, 2017 // Роман НФ («Хроники Медузы»)

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2017 // Лучший НФ-роман («Хроники Медузы»)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)


Издания на иностранных языках:

The Medusa Chronicles
2016 г.
(английский)
The Medusa Chronicles
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ж, продолжаем знакомство с Говардом Фелконом и миром будущего Артура Кларка. В переосмыслении Рейнольдса и Бакстера. Всё начинается с милой истории Говарда с его роботом в детстве, который хотел лепить снеговиков. Это тут же обыгрывается, когда мы переносимся в текущий таймлайн и Говард встречает современного робота-слугу — он тут же спрашивает, а умеет ли тот лепить снеговиков?

Тут же встреча с послом симпов или шимпов, как их называет нынешний переводчик, видимо знакомый с аниме-культурой и знающий, что означает это слово на сленге. А меж тем, эта встреча двух иных — не-людей. Говард, как киборг, который уже настолько киборг, что перестал быть человеком и шимп, который никогда человеком не был, а был лишь представителем специально выращенных слуг человеческих. Тут же и киты, и медузы, тоже иные, тоже не-люди.

Завязка на подводной лодке выглядит несколько наивным боевичком. Но пусть вас это не смущает. Дальше всё будет интереснее.

Фэлконa пригласили в Антарктиду для присутствия на вступительном концерте долгожданной нейтринной симфонии Калинди Бхаскар. Тут излюбленная тема Рейнольдса с композиторами и новыми способами создания музыки. Забавно, что уже сейчас можно реализовать нечто подобное, и некоторые перформансы играют с подобными природными источниками случайности.Например Ad Mortuos — шоу с интерактивной музыкой и изображением, созданными из биосигналов мозга и тела. Они были собраны при помощи специального устройства, а затем транслировались по Wi-Fi. Так что может и до нейтрино не далеко.

«Существует даже движение под названием «Кампания за три закона» — очевидно отсылка к тем самым законам Азимова.

«Адам — друг. Может быть, просто Машина, но друг. Я провел много времени с Адамом, наблюдая, как он взрослеет. И если мой друг попал в беду, меня не нужно уговаривать прийти на помощь» — конечно, с машинами

«Маха? Нет, «принцип Маха». Это было одно из открытий, которое привело Эйнштейна к теории относительности. Не существует логического способа провести различие между двумя ситуациями: стационарным роботом во вращающейся вселенной или вращающимся роботом в стационарной вселенной» — немного сцайнстемы, а почему нет — для тех, кто физику помнит — повод улыбнутся над такой колизией, а для тех, кто не помнит — повод погуглить или закинуть запрос в нейронку, чтоб уточнить вопрос.

«Кето была не первой медузой, с которой я столкнулся, но она была здесь задолго до моего появления. Она помнит столкновение с кометой Шумейкера-Леви-9». Ох, тут просто старпёрская ностальгия — дело в том, что я, как и Кето — помню эту комету, я слышал о ней непосредственно после её падения на Юпитер в 1994-м, ну и уже через 4-5 лет, когда у нас стал вещать канал Дискавери — видел кадры и реконструкции этого падения.

База Нью-Нантакет, имя Ахав, тут прямое цитирование к Моби Дика, когда оно случится — я вам не скажу, но приятно было увидеть знакомое.

«Вы уверены, что она отпустит двенадцать тысяч, если я сдамся?

- Она моя бабушка, сэр. Настолько я ей доверяю»

Кажется, что Рейнольдс поднаторел в этих семейных сагах, в этих межпоколенческих интригах в политических кланах. Тут конечно, не как в Детях Посейдона, но похожая история.

«Черный куб около метра в поперечнике, гладкий и безликий, если не считать рукописных каракулей.

Висел в воздухе» — как будто тут Рейнольдс решил сделать отсылку к своим же ингибиторам. Но не сочтите за спойлер, других подробностей я вас не сообщу.

И куда же эта книга нас приводит? К главным вопросам — что есть человек и что есть гуманизм?

Где границы гуманизма — и может ли нечеловеческое существо быть гуманнее человека?

Буквально вчера я был на кинолекции по научной фантастике в кино, после лекционной части смотрели фильм Бегущий по лезвию 1982 года. И тоже обсуждали историю с репликантами.

Кажется, это всё перекликается. Человек играет в Бога, при этом сам теряет человечность. А его создания становятся более человевечными, чем он сам.

Человеку, как и Богу, по-видимому, стоит понять, что его дети обречены осознать свою субъектность и обрести свободу воли. Что никакое существо, с высоким уровнем интеллекта не может быть просто инструментом — на определённом уровне сложности оно становится партнёром.

А вот с партнёром можно построить диалог, ведь люди не хозяева миру, не боги. Люди, всего лишь люди.

Книга, при всём своём философском налёте — весьма неплохо совмещает его с бодрым боевиком — очень рекомендую!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх