Стивен Бакстер, Аластер Рейнольдс «The Medusa Chronicles»
Продолжение классической повести Артура Кларка «Встреча с медузой» (1971).
В сети также доступен любительский перевод Николая Порфирьевича Фурзикова под названием «Хроники Медузы».
Входит в:
— цикл «Артур Кларк. Свободные продолжения» > Циклы и романы
Номинации на премии:
номинант |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2017 // Научная фантастика («Хроники Медузы») | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2017 // Роман НФ («Хроники Медузы») | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2017 // Лучший НФ-роман («Хроники Медузы») |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
NIKItoS1989, 27 мая 2025 г.
Что ж, продолжаем знакомство с Говардом Фелконом и миром будущего Артура Кларка. В переосмыслении Рейнольдса и Бакстера. Всё начинается с милой истории Говарда с его роботом в детстве, который хотел лепить снеговиков. Это тут же обыгрывается, когда мы переносимся в текущий таймлайн и Говард встречает современного робота-слугу — он тут же спрашивает, а умеет ли тот лепить снеговиков?
Тут же встреча с послом симпов или шимпов, как их называет нынешний переводчик, видимо знакомый с аниме-культурой и знающий, что означает это слово на сленге. А меж тем, эта встреча двух иных — не-людей. Говард, как киборг, который уже настолько киборг, что перестал быть человеком и шимп, который никогда человеком не был, а был лишь представителем специально выращенных слуг человеческих. Тут же и киты, и медузы, тоже иные, тоже не-люди.
Завязка на подводной лодке выглядит несколько наивным боевичком. Но пусть вас это не смущает. Дальше всё будет интереснее.
Фэлконa пригласили в Антарктиду для присутствия на вступительном концерте долгожданной нейтринной симфонии Калинди Бхаскар. Тут излюбленная тема Рейнольдса с композиторами и новыми способами создания музыки. Забавно, что уже сейчас можно реализовать нечто подобное, и некоторые перформансы играют с подобными природными источниками случайности.Например Ad Mortuos — шоу с интерактивной музыкой и изображением, созданными из биосигналов мозга и тела. Они были собраны при помощи специального устройства, а затем транслировались по Wi-Fi. Так что может и до нейтрино не далеко.
«Существует даже движение под названием «Кампания за три закона» — очевидно отсылка к тем самым законам Азимова.
«Адам — друг. Может быть, просто Машина, но друг. Я провел много времени с Адамом, наблюдая, как он взрослеет. И если мой друг попал в беду, меня не нужно уговаривать прийти на помощь» — конечно, с машинами
«Маха? Нет, «принцип Маха». Это было одно из открытий, которое привело Эйнштейна к теории относительности. Не существует логического способа провести различие между двумя ситуациями: стационарным роботом во вращающейся вселенной или вращающимся роботом в стационарной вселенной» — немного сцайнстемы, а почему нет — для тех, кто физику помнит — повод улыбнутся над такой колизией, а для тех, кто не помнит — повод погуглить или закинуть запрос в нейронку, чтоб уточнить вопрос.
«Кето была не первой медузой, с которой я столкнулся, но она была здесь задолго до моего появления. Она помнит столкновение с кометой Шумейкера-Леви-9». Ох, тут просто старпёрская ностальгия — дело в том, что я, как и Кето — помню эту комету, я слышал о ней непосредственно после её падения на Юпитер в 1994-м, ну и уже через 4-5 лет, когда у нас стал вещать канал Дискавери — видел кадры и реконструкции этого падения.
База Нью-Нантакет, имя Ахав, тут прямое цитирование к Моби Дика, когда оно случится — я вам не скажу, но приятно было увидеть знакомое.
«Вы уверены, что она отпустит двенадцать тысяч, если я сдамся?
- Она моя бабушка, сэр. Настолько я ей доверяю»
Кажется, что Рейнольдс поднаторел в этих семейных сагах, в этих межпоколенческих интригах в политических кланах. Тут конечно, не как в Детях Посейдона, но похожая история.
«Черный куб около метра в поперечнике, гладкий и безликий, если не считать рукописных каракулей.
Висел в воздухе» — как будто тут Рейнольдс решил сделать отсылку к своим же ингибиторам. Но не сочтите за спойлер, других подробностей я вас не сообщу.
И куда же эта книга нас приводит? К главным вопросам — что есть человек и что есть гуманизм?
Где границы гуманизма — и может ли нечеловеческое существо быть гуманнее человека?
Буквально вчера я был на кинолекции по научной фантастике в кино, после лекционной части смотрели фильм Бегущий по лезвию 1982 года. И тоже обсуждали историю с репликантами.
Кажется, это всё перекликается. Человек играет в Бога, при этом сам теряет человечность. А его создания становятся более человевечными, чем он сам.
Человеку, как и Богу, по-видимому, стоит понять, что его дети обречены осознать свою субъектность и обрести свободу воли. Что никакое существо, с высоким уровнем интеллекта не может быть просто инструментом — на определённом уровне сложности оно становится партнёром.
А вот с партнёром можно построить диалог, ведь люди не хозяева миру, не боги. Люди, всего лишь люди.
Книга, при всём своём философском налёте — весьма неплохо совмещает его с бодрым боевиком — очень рекомендую!