Хорхе Луис Борхес «Хаким из Мерва, красильщик в маске»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Религиозное (Ислам ) | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Ближний Восток | Центральная Азия ))
- Время действия: Средние века
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Хаким, красильщик из Мерва, вдруг возомнил себя пророком. И стали его называть Хаким Пророк Под Покрывалом или просто Хаким Под Покрывалом, потому что никто не видел его лица, которое он закрывал четырехслойным покрывалом белого шелка...
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
|
|
|
|
|
Входит в:
— сборник «Всемирная история бесславья», 1935 г.
— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.
- /языки:
- русский (26), испанский (3), украинский (2)
- /тип:
- книги (31)
- /перевод:
- Е. Лысенко (21), Т. Шишова (5), В. Шовкун (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
jamuxa, 11 декабря 2010 г.
Самая фантастическая история из сборника Борхеса «Всемирная история бесславья». Хотя, как и все остальные имеет под собой реально достоверную основу. Но, как не раз отмечал сам Борхес: «самая фантастическая литература, которую мне доводилось читать — это теологические трактаты», истинное предназначение которых — «разбитие в пух и прах» фантастических идей, сбитых в крепкие теории, ересиархов.
Миры ересиархов завораживают. Борхес уже задавал вопрос: а что бы было, если бы не победил (в вопросах веры) Рим, а победила Александрия, с её великолепным «розарием» гностиков (ересиархов, как считаем, — в этой вероятности — мы)? И в той, альтернативной, реальности не потешались бы мы, сейчас, (что в этой, нашей, реальности архикощунственно) над «гимнастом» с креста?
Очарование этой истории сродни очарованию восточным ароматом бесконечных историй из сказочной книги «1000 и 1 ночи» (которую Борхес считал самым главным вкладом ислама в развитии Цивилизации, самой «божественной» из его книг).
И, что очень характерно для пущей фантастичности этой истории, здесь соединяется «святая троица символов Борхеса»: кинжал ( ширазский ятаган), зеркало, маска!
Продолжил бы дальше, но «Его не стали слушать и пронзили копьями»... :(
Rovdyr, 11 июня 2014 г.
Интересно, что в этом рассказе появилась тема зеркал и размножения как некоего зла. Позднее она присутствует в рассказе «Тлен, Укбар, Орбис Терциус».
drogozin, 18 августа 2010 г.
«Месседж» этого рассказа казалось бы должен быть ясен любому современному человеку. Борхес анализирует и высказывает своё отношение ко всякого рода сотворениям кумиров, пророков и идолов. И указывает на истинную цену и мимолётность этих явлений. Но понимая и принимая эту очевидную позицию, современное общество продолжает их творить в количестве ещё большем, чем это делали тёмные средневековые арабы.
А вот сам текст новеллы меня скорее оставил равнодушным, хотя её тема мне понятна и близка.
mytreus, 30 июля 2010 г.
Рассказ не так прост, как кажется на первый взгляд. Это не развенчание очередного шарлатана. Вопрос сложнее — почему люди идут за пророком. В его посулах рая и ада нет ничего особо устрашающего (обыденное сознание просто не может объять бесконечность 999 царств огня и т. д.) или притягательного. Притягательна мироотрицающая философия: мир — ошибка и ошибочно длить существование людей, поэтому — разнузданность или воздержание. О подобном говорили и ранние гностики и поздние (богомилы и катары); и на Востоке и на Западе.
Но вот что интересно: почему ослеп леопард?
pavel-lob, 26 марта 2013 г.
Рассказ о событиях, произошедших более двенадцати веков назад в районе Средней Азии планеты Земля. История о том, как человек повел за собой много людей, прибегнув к очень простой, но действенной вещи — ко лжи. Но ложь, как и религия, более убедительна при наличии чудес. И чудо свершилось — леопард ослеп! Как Хакиму это удалось — пожалуй самая большая загадка всей этой истории, но не случись этого, кто бы поверил новоявленному Пророку?
P.S. Первопричиной прочтения мною этого рассказа была запавшая в душу песня Бориса Смоляка, которая так и называется: «Хаким из Мерва».
olvegg, 8 марта 2008 г.
Очень интересный образ основателя новой религии (или ереси, что в общем-то зависит от точки зрения). В рассказе по крайней мере два слоя — история создания секты, не слишком отличающаяся от многих подобных, и описание странной, безумной, но и уникальной философии нового пророка.
Anastasia2012, 13 января 2011 г.
На первый план для меня в этой истории выдвинулся сам Хаким: его история, отношение к своему ремеслу, последствия вредного производства. Из такого восприятия плюс потеря здоровья и внешней формы (если можно так выразиться) вполне может произрасти Некто или Никто (и маска рогатого ему будет в помощь). Слепы, кто его видел, глухи, кто его слышал, неблагодарны те, кого он повёл за собой. Актуально.
elsolo, 11 октября 2009 г.
Религия всегда многозначна. В этом ее и сила и слабость. А религия Пророка для европейцев совершенно чужда.
duke, 8 марта 2008 г.
До чего же легковерный народ, эти арабы. Прямо диву даешься. Пришел человек в маске, объявил себя Пророком, пару раз прочитал проповедь – и все, дело в шляпе! Очередной прохиндей.