Валентин Реликтов «Смерть Вселенной»
Сборник «Смерть вселенной» знакомит читателя с двумя популярными направлениями в англо-американской прозе: с «черной новеллой» (иногда ошибочно относимой к жанру «хоррор» — в литературе ужасов) и «новой волны» научной фантастики.
---
Аннотация взята из источника: Аннотация к сборнику В. П. Реликтов
Клуб любителей фантастики-8
В произведение входит:
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 30 апреля 2025 г.
Любил я в юные годы фантастику (да и фэнтези, что уж греха таить). Сейчас тоже люблю (но есть нюансы), а тогда мне нравились книги прямолинейные, героические, наполненные разного рода приключениями и подвигами, именно такие, что публиковались в серии «Клуб любителей фантастики». Посему том восьмой куплен был мной без колебаний, тем более рисунок на супере вроде как обещал именно то, что было и в других выпусках. Однако ждал меня сюрприз — под обложкой оказалось не то, чего я ожидал, совсем не то. Книгу я прочитал, но сделал это с некоторым недоумением, если не сказать расстройством (ведь на эти деньги я мог купить что-то поинтересней!), хотя в душе и памяти многое отложилось, а какие-то рассказы запомнились вообще великолепно, недавно перечитал — понравилось уже гораздо больше, чем 30 лет назад, я бы даже сказал — весьма и весьма понравилось.
Составитель Валентин Реликтов пошёл на весьма рискованный шаг и протолкнул в сугубо коммерческую серию сборник, фактически состоящих из двух антологий — чёрной новеллы и новой волны фантастики, ну и если чёрная новелла ещё как-то могла заинтересовать людей, алчущих захватывающих сюжетов и развлечений, то уж вторая антология дать этого не могла никак. Мало того, что половина рассказов была довольно бессюжетна, так многие из них и фантастикой то не назовёшь, просто в своё время Муркок опубликовал их в известном всем поклонникам жанра журнале (но не российским читателям КЛФ, хе-хе), вот и стали они кочевать из одного сборника НФ в другой. Книга производит довольно гнетущее впечатление — большинство рассказов весьма депрессивны, но — запоминается, этого не отнять.
Можно оценивать каждый рассказ в отдельности (что я тоже сделал), но всё же этот сборник, как минимум для своего времени, был прорывом, да и сейчас для ознакомления с жанром вполне пойдёт, за что составителю и издателю большое человеческое спасибо. Оба раздела предварены предисловиями, пусть весьма краткими и грешащими неточностями, но писалось и читалось до эпохи интернета, был дефицит информации, так что какой никакой рассказ о не сильно известных жанрах воспринимался на ура, а фамилии и названия ласкали глаз и слух. Некоторые тезисы, к примеру о легковесности фантастики как жанра, весьма сомнительны, равно как и предположение, что произведения крупной формы Новой волны будут переведены на русский язык ещё не скоро (случилось всё наоборот, многое было опубликовано в 1990-е, после чего не переиздавалось), но простим это автору — каждый имеет право на личное (пусть и ошибочное) мнение. :)
Хотел было пунктиром пройтись по рассказам, но их много, они в чём-то различны, а чем-то — своей «странностью» — похожи, так что не буду тут их пытаться пересказать и проаннотировать, отмечу лишь несколько моментов. Брэдбери — как всегда великолепен, хоть и предстаёт в весьма непривычной для читателя «Марсианских хроник» ипостаси (это потом уже мы узнаем что он вовсе не фантаст). Баллард представлен двумя рассказами, один из них открывает «фантастическую» часть сборника, второй — завершает, первый в стиле трилогии катастроф, второй — в маниакальном духе «Катастрофы». Диш категорически депрессивен, но — великолепный рассказчик, «Спуск», несмотря на свою, казалось бы, простоту — запомнился отлично. Рассказ Дика, не имеющий к Новой волне отношения, но предвосхитивший её. Харлан Эллисон, куда ж без него... И — давший название сборнику рассказ Памелы Золин — чистейший постмодернизм без малейшей примеси фантастики.
Странный сборник, для меня — ставший вехой, хотя я это сразу и не понял. Для ищущих развлекательного чтения — лишний и ненужный. Для кого же он всё таки, я даже и не скажу, но попробовать почитать — однозначно стоит. :)
montakvir7511, 7 марта 2021 г.
Совершенно странный сборник, где под одной обложкой классические «ужасные» истории Даля и Брэдбери пытаются ужиться с рассказами программных авторов «Новой волны».
И если первая часть антологии вызывает исключительно восторги, то вторая заставляет чесать голову в попытке понять, что это было вообще, бессмысленное и бессюжетное, как правило. Непонятно, что не позволило составителю сделать готовый сборник исключительно из одного жанра, без этой мешанины.