Александр Гаррос, Алексей Евдокимов «Фактор фуры»
Новый роман рижских авторов продолжает линию их предыдущих книг. Перед нами отменный триллер, стремительно набирающий обороты и в итоге из детективного «квеста» с загадочными смертями и жуткими совпадениями перерастающий в энергичный «экшн».
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 410
Активный словарный запас: очень высокий (3394 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 81 знак, что равно среднему
Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 16 марта 2025 г.
Первый роман авторов получил «Национальный бестселлер», второй — номинировался. Этот третий.
Во-первых, сменилась фактура. Проблема писательства в том, что им занимаются литературные молодые люди из культурных семей. Им нравится статус, но писать не о чем, кроме прочитанных книг, да офиса, куда они ходят для заработка. Первые два романа были про офис: уже надоело. И вот Гаррос с Евдокимовым изобретают нестандартный ход. Сочиняют незаурядный синопсис и просят у издателей денег на сбор материала (см. вынесенные перед текстом благодарности). И совершают круиз по Европе, дабы заложить путевыми впечатлениями основу фактуры. Ход не назовешь новым. Уже выходила книга Андрея Матвеева «Летучий голландец» о сюрреалистическом путешествии, выстроенном то ли по туристическим впечатлениям, то ли при помощи путеводителей. Репортеры из авторов неплохие, и роман уже сравнивали с географической эссеистикой Вайля.
Во-вторых, заимствована идея. Сразу бросается в глаза совпадение с не самым известным романом Лема «Насморк». Там герой тоже колесит по Европе, расследуя серию загадочных совпадений, а все идеи извлечены из парадоксов математической статистики. Впервые Лем использовал жанр фантастического детектива статистики еще в «Расследовании». Далее есть сходство с повестью Стругацких «За миллиард лет до конца света», где героям противостоит Гомеостатическое Мироздание. В очень плоско изложенной историософской концепции России как территории Хаоса и диалектической изнанки Запада есть некоторая схожесть с «Черновиком» Лукьяненко и почти дословная — с рассуждениями Калашникова и Кугушева в «Третьем проекте». Допускаю, что ни одной из этих книг авторы не читали, но НИЧЕГО нового в их романе не обнаруживается.
В-третьих, язык сер и чтение скучно. Об этом уже многие говорили. Не страшно, что авторы используют сленг, плохо, что он убогий, провинциальный, плебейский, искусственный, тусклый. Экшн подан из рук вон… Путано. Из пальца высосано.
В-четвертых, смысл всего этого. Роман представляет собой вопль растерянного интеллигента. Их герой — расторопный и социально адаптированный интеллектуал из областного центра типа Екатеринбурга. На деле, через него говорят авторы, которые представляют угнетенную русскоязычную молодежь города Риги. И когда они рассуждают о специфики России и русских, то попросту не владеют предметом. На самом деле наша страна не хаос, а очень сложно организованный организм, больной, разболтанный, но действующий по правилам, ясным каждому, кто в него органично включен. Авторы находятся вне организма и, наблюдая его извне, испытывают страх и растерянность, еще более усугубляющиеся перспективой слияния. Ведь в Латвии житья уже нет, и не знаю как Евдокимов, а Гаррос, дописав роман, немедленно переехал в Москву, которая тоже не совсем Россия, но видимым абсурдом может гордиться.
В утешение читателям можно сказать, что хаос — это степень свободы, основа изменения. Хаос порождает порядок и никак иначе.