fantlab ru

Ирина Глущенко «Барабанщики и шпионы: Марсельеза Аркадия Гайдара»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.00
Оценок:
3
Моя оценка:
-

подробнее

Барабанщики и шпионы: Марсельеза Аркадия Гайдара

Монография, год

Аннотация:

Книга Ирины Глущенко представляет собой культурологическое расследование. Автор приглашает читателя проверить наличие параллельных мотивов в трех произведениях, на первый взгляд не подлежащих сравнению: «Судьба барабанщика» Аркадия Гайдара (1938), «Дар» Владимира Набокова (1937) и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (1938). Выявление скрытой общности в книгах красного командира Гражданской войны, аристократа-эмигранта и бывшего врача в белогвардейской армии позволяет уловить дух времени конца 1930-х годов. В качестве исследовательского подхода для этого автор развивает метод почти произвольных параллелей, не обусловленных причинными связями. Авторское расследование перерастает литературные рамки: в книге использованы не публиковавшиеся прежде архивные материалы, относящиеся к тому же — дьявольскому и будничному — времени, в котором проживал свою судьбу загадочный барабанщик, поколение, читавшее о нем, да и сам Аркадий Гайдар.

Книга предназначена для историков, культурологов, филологов, а также для широкого круга читателей, интересующихся советским прошлым и его включенностью в мировую историю.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Барабанщики и шпионы: Марсельеза Аркадия Гайдара
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

С миру по нитке

Барабань, барабань,

Только каблучком его ты не порань.

Я не знаю, включены ли сегодня в школьную программу по литературе произведения Гайдара, в моем детстве были. «Чука и Гека», «Голубую чашку», «Тимура и его команду», «Школу» мы читали на уроках. «РВС», «Военную тайну» и «Судьбу барабанщика» нет, их я сама. Последнюю перечитывала раза три. Есть что-то в этой повести, поперек канона советской литературы для детей, с зайчиками-белочками и борьбой хорошего с лучшим, вопреки жесткости до безжалостности Гайдара к своему герою, что заставляло возвращаться к ней снова и снова.

Да я ведь и не одинока. Не случайно ключевой фигурой одной из лучших своих вещей, «Жизни насекомых» Виктор Пелевин сделал Гайдара в образе стрекозы. Там люди — насекомые: муравьиха Марина, мотылек Дима, навозные жуки, мухи, комары, каждому виду-типу посвящена отдельная глава,но именно к образу стрекозы, с этим ее хищным детством прожорливой личинки и невероятным изяществом взрослого вертолетика, он возвращается раз за разом, там это как интермедии. И читатель постепенно понимает, что под Стрекозой совершенно точно подразумевается Гайдар, который в детстве не только полком командовал, но и лично расстреливал, а взрослым написал эти немыслимой красоты книги, учившие поколения детей добру и любви. И это не притворство в нем, не мимикрия, а просто один человек полностью заместился другим.

И я знаю как минимум еще одного прекрасного писателя, который любит «Судьбу барабанщика», это Шамиль Идиатуллин, автор двух однозначно лучших рассказов современной русской литературы о и для подростков. Не в том смысле, что с крупной формой он не лучший, но там и Веркин хорош необычайно, а «Тубагач» и «Кареглазый Громовик» точно, шедевры. Это не к тому, что я взялась рецензировать работу Ирины Глущенко, а говорю все о другом/о других, а к тому, что идея вспомнить эту повесть и поиграть с ней в непрямые ассоциации не ей одной приходила.

Теперь собственно к «Барабанщикам и шпионам», это такая компиляция, скорее всего переделанная из курсовой или дипломной работы в ВШЭ. Для курсача более, чем достойная, особенно имея в виду игровую, беллетрестическую составляющую. Как самостоятельное нон-фикшн книга — скорее никакая. Ирина сопоставляет «СБ» с культовыми для мировой литературы вещами, выбирая для сравнения абсолютно мейнстримные романы: «Мастера и Маргариту» Булгакова, «Преступление и наказание» Достоевского, «Лолиту» и «Дар» Набокова. С восторгом неофита она вскрикивает: А вот здесь, поглядите-ка, тоже сиротство. А тут — одиночество в большом городе. И маскарад, смотрите, маскарад, а у Лермонтова тоже было про маскарад и героиню — вот же чудо — тоже звали Ниной. Совпадение? Не думаю!

Ну это как-бы да. Мы на Лайвлибе когда пишем рецензии, тоже любим припоминать, в какой другой книжке другого автора уже сталкивались с подобным сюжетным ходом, чертой героя, деталью. Но это не делает сетевых текстов книгами, в точности как не делает сколько-нибудь стоящим исследованием «Барабанщиков и шпионов». Особенно имея в виду, что авторский текст составляет примерно 30% от общего объема, львиная доля книжного пространства отдана цитатам.

Но за то, что напомнила нам и рассказала своему поколению о хорошей книге — спасибо авторке.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх