Андрей Хуснутдинов «Столовая Гора»
- Жанры/поджанры: Детектив | Мистика
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Двойники и раздвоение личности | Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория
- Линейность сюжета: Линейный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Опасные тайны города золотодобытчиков хранят не его заброшенные, бездонные штольни, а куда более скрытные и глубокие помещения — души его обитателей. Цена расследования этих секретов — цена приобщения к ним.
Обычное задание для обычного агента. Обычный городок с обычными жителями... Но не всегда поиски истины приводят к ожидаемому результату. Ведь стоило лишь неловко задеть это осиное гнездо, как из недр земли наружу начала медленно подниматься пугающая и необратимая, туманная и непостижимая... правда.
Входящие в Гору, оставьте упованья.
В 2007 году в журнале «Полдень, ХХI век» вышла сильно сокращённая версия этого романа.
Номинации на премии:
номинант |
Портал, 2009 // Крупная форма | |
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2009 // Премия "Золотая цепь" |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 21 апреля 2025 г.
Любой видимый город — это срединный мир, у него есть подземные корни и небесная крона. «Город над бездной» — очевидная, но трудная тема для беллетриста; в ней сложно обойтись без пафоса, шаманизма или кафкианщины. Ключ к её решению можно найти в повторяющихся снах, в которых подвалы жилых домов переходят в пещеры и катакомбы. Желательно также побывать в реальных городах, стоящих на пустоте. Смотреть в темноту, представляя её бездонность.
«Столовая гора» — почти исчерпывающее собрание связанных с подземной бездной мифологем. Можно только гадать, как и с чего родилось это чудо у писателя Андрея Хуснутдинова, ведь о настоящих подземельях этот алма-атинец, кажется, имеет самые смутные представления. Каким-то невероятным образом он смог написать архетипический роман-сон, в котором головоломная сложность сюжета компенсируется идеальной прозрачностью повествования. Чудовищно многослойный роман выглядит простой игрушкой, его восприятие не составляет труда; читаемый как забавный анекдот, он легко попадает в мозг и пускает там корни.
Роман выстроен на расхожей фабульной схеме «агент в странном городе» (братья Стругацкие пользовались ею в «Хищных вещах века»). Контрразведчик Аякс получает срочное поручение, выглядящее спешной попыткой спрятать его с глаз долой. Он должен занять вакансию представителя Службы в отдалённом городке, построенном вокруг заброшенной горной выработки. По приезде он обнаруживает, что его предшественник бесследно исчез, а в самом городе творится чёрт знает что.
Аякс — крупный мужчина, прошедший диверсионную подготовку и не расстающийся с кольтом сорок пятого калибра (на протяжении романного времени, он будет покупать новый пистолет не один раз). Постоянная готовность к бою придётся на тихом курорте Столовой Горы как нельзя кстати. Таинственные злоумышленники в плащах с капюшонами станут гибнуть от руки неукротимого Аякса поодиночке и пачками так охотно, что сначала читатель, а потом и сам герой ощутит некоторую усугубляющуюся неправильность. Здесь все ведут себя так, словно смерти не существует. На кладбище стоят кенотафы, пустые могилы, но в гробах под ними кто-то лежит. У явных покойников обнаруживаются живые двойники, да и в самом себе под конец Аякс не сможет оставаться уверенным: тот ли он, кем себя считает, живой или мёртвый?
Среди достоинств контрразведчика числится умение пользоваться парашютом, и этот навык пригодится тоже. Адреналинщики-джамперы сигают в бездонный рудничный провал, чтобы спланировать на полку, имеющую выход наружу. В какой-то момент и Аяксу придется прыгнуть в дыру с чужим парапланом за плечами, и приземлится он, немного не долетев до текущей в глубине сероводородной Леты. Похожее мы недавно видели в последнем фильме про Бонда, и, учитывая, что роман написан давно, придётся признать, что голливудцы каким-то образом украли у Хуснутдинова сюжет.
Слог романа безыскусен и библейски лапидарен. Какие-то события, сцены экшна, могут быть сведены к нескольким фразам — пришёл, увидел, победил. Беллетристику так не пишут, это язык прячущегося за литературой мифа (как в талмудических текстах Кафки). В то же время «Столовая Гора» начисто лишена визионерских интонаций. Это подчёркнуто, безукоризненно европейский роман, напоминающий «земные» вещи Станислава Лема («Расследование, «Насморк», «Рукопись, найденная в ванне»).
Архетипы пещеры укоренены на нижних слоях человеческой психики, это самый архаичный, глубинный символ, выступающий в мифологии в нескольких ипостасях. Во-первых, подземелье — это вместилище сокровищ, охраняемых змеем. Иногда сокровищем становится сам змей, которого Юнг считал образом потаённого личностного ядра. Сокровища можно как добывать, так и прятать, как брать, красть у змея, так и отдавать ему на хранение. Поэтому равноценны обе версии: что рудник до сих пор работает, поставляя золото, и что золотого месторождения никогда не было, а рудник — это гигантский депозитарий для золотого запаса. Поэтому в Столовой Горе идёт война между Чёрными рудокопами и хранительницами змеиного культа (это женский культ, потому что пещера — ещё и символ деторождения).
Родящее лоно есть второй архетип пещеры. Там происходит инициация, выходящий на свет получает второе рождение. Отсюда двойники, омолаживающиеся старухи, воскресения. Аякс, вернувшийся из недр, — уже не тот Аякс, что приехал в город. Но проникающий в пещеру мужчина ещё и оплодотворяет её. Нетрудно заметить, как реализуется мужская функция героя — похоже, что его затем и прислали в город, чтобы он разбрасывал своё семя (пусть даже в виде многослойных пуль, пробивающих любые стены). Отсюда и магия крови, за пролитие которой полагаются премиальные выплаты. Отсюда «случай крови», позволяющий наследовать чужое место. Дело в том, что все жители Столовой Горы — родственники. Это семья, рой, клубящийся вокруг гигантской матки.
Третий смыл подземелья — образ хаоса. Космос противостоит хаосу, по отношению к которому он вторичен. Как говорится в энциклопедической статье Топорова, «в пещере темно, т.е. безвидно, как в хаосе. Внутреннему пространству пещеры присущи бесструктурность, аморфность, спутанность». Греческое chaos происходит от корня cha-, отсюда chaino, chasco, «зеваю», «разеваю». Хаос — это зев, зияние, разверстое пространство. Пещера — это мировая дверь, её отверстие одновременно является и входом, и выходом. Не принадлежа космосу, пещера воплощает возможность любого становления. Это место, открытое в любую космическую точку пространства и времени. Когда Аякс видит себя на фотографии позапрошлого века, это нормально: пройдя пещеру, он мог оказаться где угодно.
Архив Столовой Горы не мог не сгореть. У этого места нет одной определённой истории — их много, каждый историк волен составить свою. Зияющее внутри горы подземелье — это не ад, не рай, не чистилище, а сакральный Центр Мира, святыня всех существующих конфессий. Почему у прошлого этого города нет единой общепринятой версии — это тот же вопрос, как и сосуществование множества богооткровенных религий при едином Боге.
Подземелье Столовой Горы — это храм из видения пророка Иезекиля Перевёрнутое дерево, связывающее миры. Путь в иные небеса, к началу и концу времён.
Андрей Хуснутдинов написал космологический роман. Не о Большом Взрыве и разбегающихся галактиках (кто знает, что за проектор рисует на нашем небе эти картинки), а о том знании устройства мира, что заложено у нас в подсознании. Правда, версий этого романа может быть бесконечное множество, каждый волен увидеть свою.
flying_kitten, 29 ноября 2024 г.
Роман впервые был опубликован (правда, в сокращении) в журнале «Полдень, ХХI век», что вполне закономерно — по духу он чем-то очень похож на Стругацких. Помимо этого — довольно прозрачные отсылки к Кафке, более того, «Замок» даже упоминается в явном виде.
Агент контрразведки (в тексте его именуют именно так, но по факту это сотрудник какой-то службы, функционально схожей с ФБР) командируется в небольшой шахтёрский городок с говорящим названием Столовая Гора. Когда-то в недрах этой самой горы добывали золото, в процессе углубившись в земную твердь на два с лишним километра, потом запасы драгметалла истощились и владельцы рудника основали финансовую компанию (опять же, с оригинальным названием — «Столовая Гора»). С тех пор прошло уже сто лет, компания существует и даже (вроде бы) процветает, городок живёт своей тихой провинциальной жизнью, но за этой ширмой (ширмами?) в недрах горы и одноимённой организации происходит что-то не очень заметное и совсем непонятное. Агента, расследующего исчезновение своего предшественника, начинают терзать сомнения и подозрения относительно собственной роли, а чем больше он узнает, тем более запутанной и непонятной становится общая картина.
Общий антураж — неназванная европейская страна, населённая людьми с иностранными именами, но с очень российскими поведенческими шаблонами и менталитетом, незамедлительно отсылает к произведениям братьев Стругацких, да и какие-то трудноуловимые интонации и признаки тоже указывают на тех, в чьём творчестве Хуснутдинов явно черпал вдохновение. :) Однако подражательством или плагиатом роман назвать нельзя, автор, пропустив через себя чужие книги, выдаёт вполне самодостаточное и оригинальное произведение. Трудно однозначно определить жанровую принадлежность «Горы», нуарный детектив, щедро приправленный мистикой, постепенно переходит в фантасмагорическое действие, а вопросов так и будет больше, чем ответов.
Сложно написать что-то ещё, не выдавая сюжетной интриги, поэтому я и не буду. :) Скажу только, что книга мне весьма понравилась, несмотря на то, что её можно покритиковать за некоторые нелогичности и нестыковки, но дело то тут наверное в том, что все эти моменты воспринимаются вполне органично в общей сюрреалистичности и некоторой абсурдности происходящего. Книга для тех, кто любит странности и недоговорённости, ну а тем, кому нужна полная ясность и объяснение что, как и почему, её лучше и не читать. :)
baroni, 23 апреля 2009 г.
Специальный агент некоей спецслужбы (в тексте имеется указание, что это контрразведка) Марк Аякс получает назначение в небольшой курортный городок Столовая Гора. В городке безследно исчез предшественник Аякса агент Хассельблад и в данной ситуации необходимо разобраться. Начальство ведет себя странно — запрещает связываться с «конторой» напрямую, оставляя для связи личный номер руководителя Управления. Столовая гора оказалась не простым курортом, а довольно загадочным городом. Когда-то в местном руднике добывали золото, но добыча давно остановилась, шахта законсервирована, но по-прежнему, каким-то мистическим способом определяет всю жизнь. на первый взгляд, благополучного городка. Очень скоро Аякс начинает понимать, что и заброшенный рудник, и сам город, и его жители скрывают массу тайн и загадок...
В «Столовой Горе» запрятано изрядное количество аллюзий, закодированных ссылок, скрытых цитат, смысловых пластов. Читаешь роман и словно принимаешь участие в какой-то культурологической игре. Начало — явный «noir-детектив» (одинокий герой в чужом городе, посреди враждебного окружения — врагом может оказаться любой), вот античная мифология (см. фамилию главного героя), вот «Замок» Кафки, вот известная цитата из Ницше про бездну, которая «вглядывается в тебя». И, конечно, «Твин Пикс» и вообще своеобразная линчевская атмосфера. Можно прийти к выводу, что автор читал хорошие книги и смотрел столь же хорошее кино — по нынешним временам, согласитесь, это не мало. Однако и авторские игры с цитатами, и тревожная атмосфера романа оставляют меня совершенно равнодушным. Если странная аура, исходящая от «Твин Пикса», была почти физически ощутимой, реальной, правдоподобной, то от «Столовой Горы» тянет остается впечатление холодности, искусственности и какой-то вселенской тоски. Причем это не та экзистенциальная, метафизическая тоска, которую испытываешь от произведений Ю. Мамлеева или А. Старобинец, а обыкновенная читательская тоска — «Столовую Гору» просто-напросто скучно читать; желание разгадывать скрытые смыслы романа, разбросанные по тексту загадки также пропадает очень скоро. Ну да, поездка Марка Аякса в Столовую Гору — оказывается квестом внутрь самого себя. И кто знает, какой ад, каких демонов ты в себе обнаружишь. Иллюзорность жизни... Иллюзорность бытия... И, вообще, «жизнь есть сон». Про это даже испанец Кальдерон когда-то написал пьесу, а аргентинец Кортасар не один рассказ.
Подводя итоги можно было бы сказать, что «Столовая Гора» — вычурная, снобская, бесполезная и убийственно скучная вещь. Правда, остается возможным лишь одно допущение: вероятно, для чтения этого романа требуется особый душевный настрой, попадание в ритм авторского дыхания. Возможно так. Но проверять истинность этого допущения у меня отчего-то нет никакого желания. Вы уж меня извините, но одноразового мучения со «Столовой Горой» для меня вполне достаточно.
kkk72, 26 ноября 2010 г.
Очень необычные впечатления остались у меня после прочтения этого произведения. По большому счету, книга совершенно не моя, но необычность идей автора и оригинальность сюжета и подачи материала не могут не вызвать интерес и уважение. Но обо всем по порядку. Сперва несколько слов о сюжете. Агент контрразведки Марк Аякс направлен своим начальством в маленький городок Столовая Гора, для того, чтобы расследовать исчезновение своего предшественника Хассельблада. В ходе расследования быстро выясняется, что тихий с виду городок, некогда построенный возле огромной шахты, а после закрытия шахты ставший дорогим курортом, скрывает странные и страшные тайны. Что-то по-прежнему скрывается в недрах горы: то ли нелегальная добыча золота, то ли загадочный храм, то ли еще более страшная тайна. Почти все жители городка в той или иной степени причастны к этой тайне, но всех их связывает нерушимый обет молчания. Тех же, кто пытается хотя бы намекнуть главному герою на сущность происходящего, ждет немедленная и жестокая гибель. Самое же интересное начинается, когда герой постепенно становится своим в этом городке. Один за другим ему открываются секреты и тайны Столовой Горы, но за каждой новой разгадкой прячется новая загадка, еще более таинственная и страшная. В итоге создается полное впечатление этакого своеобразного кошмарного сна, в который попал главный герой, и из которого он никак не может выбраться.
Несмотря на то, что я не являюсь поклонником абсурдистской литературы, роман первоначально всерьез увлек меня. Но на мой взгляд, нагнетая атмосферу кошмара, автор несколько перестарался. В какой-то момент у меня создалось впечатление, что автор сам запутался в хитросплетениях сюжета. К тому же обилие перестрелок и убийств в какой-то момент перестало пугать и стало вызывать скорее ироничную усмешку.
Не слишком удачны и персонажи произведения. Главный герой, чьими глазами мы видим все происходящее, производит достаточно странное впечатление. Большинство же прочих персонажей просто выполняют соотвествующие определенные функции, хотя попадаются и довольно удачные образы, например, начальник полиции или старик-архивист. Впрочем, при таком обилии персонажей тщательно прорабортать каждый образ действительно очень сложно.
В итоге «Столовая гора» оставила у меня впечатление некой незавершенности, недокрученности что ли. Из романа мог бы получится интересный запутанный детектив, увлекательное мистическое произведение, напряженный боевик, утонченый роман абсурда, а получился странный гибрид всех этих жанров. В какой-то момент повествование увлекло меня, но концовкой я остался серьезно разочарован. На мой взгляд, автору не удалось поставить в этой истории эффектную точку и разрубить тот запутанный узел, который был накручен на протяжении всего романа. Увы, «Столовая Гора» родила мышь
elninjo_3, 25 июля 2017 г.
Длинный роман, на страницах которого что-то происходит. Правда-правда, происходит и происходит, но понять что не всегда представляется возможным. Агент департамента национальной безопасности послан в городок «Столовая гора», чтобы найти своего предшественника. И тот начинает искать. Пропавшего агента, странных людей, слитки свинца, девушек, сумасшедших тёток, спиртные напитки, при этом он пачками кого-то убивает и скидывает в пропасть, между этими событиями его кто-то постоянно бьет по голове, потом что-то происходит, кто-то куда-то и на кого-то нападает, что-то кому-то объясняет, главный герой что-то понимает, а что-то не очень, поэтому он что-то спрашивает о чем-то, о чем понятно одному ему. Читать все это иногда интересно, а иногда и не очень, есть тут что-то от книг Мураками, только нет глубины Муроками. Есть что-то от Суэнвика и его «Путь прилива», но нет уютности Суэнвика, есть, в конце-концов, непонятность Малицкого и его «Вакансии», но нет интересного сюжета. Есть «что-то», что заставляет это читать, хотя всю книгу можно пересказать одним предложением: «Аякс пытается понять где он и зачем он тут». И в конце, к радости читателя, все становится ясно и вот только за эту стройную концовку я повысил балл, т.к. если бы она была совсем не стройная, то ставить высокий балл совершенно не за что и вся эта антимония вполне могла уместиться в коротенький рассказик. Я так и представляю, чтобы сделал с этим сюжетом Роберт Шекли.
Что касается метафизики и скрытых смыслов, то я их практически не заметил, ну или не хотел замечать. Но в целом, оглядываясь на все эти бесконечные страницы, я понимаю, что идея-то была хороша, ведь
chimera, 25 ноября 2009 г.
Пожалуй, действительно для получения удовольствия от прочтения этой книги необходимо быть в нужном настроении.
Завязка предельно проста. Агент контрразведки Аякс отправляется по воле начальства для выполнения задания в маленький городок Столовая Гора. Прибыв туда, детектив начинает ощущать на себе всю необычность, а чаще и абсурдность всего происходящего в Горе. Само повествование дробится на небольшие сценки-зарисовки, а развитие сюжета очень напоминает компьютерные квесты. Герой постоянно оказывается в одних и тех же локациях, но встречается при этом с разными персонажами. Но когда очередной персонаж уже готов открыть агенту какую-либо тайну, то всенепременно умирает. В принципе, это и является основным лейтмотивом при развитии сюжета. Герои в этом романе разные, но, по сути дела, ни об одном из них нам ничего не известно. Все они пытаются научить Аякса уму-разуму, выступая некими учителями в классе коррекции. Мол, мы ему и так, и эдак объясняем, а он так ничего и не понял, хотя пробыл в городе уже достаточно долгое время. Читать достаточно интересно, но постепенно под конец повествование замедляется, автор все больше уходит в рассуждения, хотя, как мне кажется, следовало открыть побольше деталей из мира романа. Концовка, как и весь этот мистический детектив, открыта для разных толкований. Терзаясь между различными решениями, герой выбирает свой путь, и на этом свет гаснет. Возможно, нас ждет и продолжение.
Подводя итог, скажу, что для меня это произведение выглядело несколько необычно, прочитав его, я не разочаровался, но от финала ждал большего.
KERDAN, 13 мая 2009 г.
Читая предыдущие отзывы понимаю, что для чтения романа действительно необходимо попадание в ритм романа, в струю авторского мышления. Погрузившись в мир Хуснутдинова получаешь огромное удовольствие от обилия отсылок, блестящей литературной игры и закрученного сюжета. Единственное, что не радует, так это некоторая вторичность романа по отношению в роману Кафки «Замок» нужен ли нам Кафка — лайт?
aiva79, 10 июня 2018 г.
Крайне запутанная история, в которой я мало, что поняла, т.к. это во многом какой-то театр абсурда, происходящий не известно где, не понятно с кем и не ясно в какое время. Тем не менее сама подача истории интересна и книгу читать хотелось.
Первая пара страниц была похожа на детектив советских времен, затем стало походить на современный детектив кого-нибудь из европейских авторов, дальше началась вакханалия не похожая не на что читаемое ранее, в которой каждую ночь людей скидывают «с горы» и виновником этого почти всегда является ГГ и при этом местная полиция, заводя дело на приезжего ГГ, скорее его охраняет, чем обвиняет в чем-либо, а далее больше... у героев появляются двойники, все жители городка поделены на касты, а сама Гора — источник золотодобычи, то ли является крупнейшей мистификаций некогда не имевшей золота, а концерн «Столовая Гора» — величайшей аферой, пирамидой созданной на самоуверенности и деловой смекалке его основателя, то ли это действительно бывшее богатое месторождение золота, которое позволяет до сих пор всем местным жителям — потомкам первых золотодобытчиков жить безбедно и независимо от всего остального мира. И вот пока я думала над всем вышеперечисленным, события в книге перешли в треш с бесконечными перестрелками, цыганами, прыгунами в пропасть и воскрешениями погибших. Ну и конец книги, так сказать, ожидаемая вишенка на торте — это конец всего, чисто лавкрафтовское окончание с соответствующими персонажами.
В итоге у меня такое ощущение, что я приняла много-много неструктурированной информации, которую если разложить по полочкам, то получится что-то стоящее, а пока для меня это просто набор образов и идей.
Оцениваю всеж роман достаточно высоко за его оригинальность и за то, что со временем может у меня освоится информация и появится осмысление прочитанного, либо кто-то из читателей разжует все мной непонятое и внесет ясность.
serpe, 17 октября 2017 г.
Неслабо.
Тем не менее, три вещи, которые убивают интерес к книге:
1. Странная манера общения у персонажей. Все они изъясняются каким-то эзоповым языком, постоянно недомолвки, намеки, мытье мозгов в стиле нуар. В реальной жизни это бы уже начало бесить, обычно нормальные люди, когда решают свои производственные дела, стараются делать это коротко и ясно. Особенно странно это выглядит при допросе в полиции, например. Любовная линия — это вообще роялище, увы. Хотя всему этому есть оправдание в сюжете (за что спасибо), выглядит странно. Например, если люди хотят утаить тайну — они молчат, если хотят раскрыть тайну — они говорят, а вот если они все время туманно намекают и недоговаривают — то что они хотят тогда? Думаю, они могли бы хотеть научить собеседника думать в определенном ключе, но вот хотели ли они этого в сюжете? Нет.
2. Нелепый экшен. Там постоянно кого-то убивают, главного героя незаметно (!) бьют по голове на пустынной улице два раза, автоматные перестрелки на улицах, люди дохнут, а всем пофиг. ГГ вообще опасный малый, людей кладет пачками так, как будто в бухгалтерии работает — буднично и со скукой. Где он научился? А где адреналин-то? Все спокойны. Уголовная ответственность ГГ вообще не пугает. Ох, лучше бы поменьше, но получше. Чтобы саспенс сохранить. Это ведь не боевик.
3. Поменьше бы всякой масонщины, избито уже донельзя. Поближе к современным реалиям.
Для сравнения можно вспомнить «Имя Розы», где текст идеален — тоже есть детектив, тайны, экзистенциализм, замкнутое пространство монастыря. Вот там саспенс отлично сделали! Но то другая категория, разные смысловые уровни и т. д.
Я не буду говорить про мелочи: в городке с 6 тыс. населением есть автосалоны, гостиницы, рестораны, два морга, полицейский участок. Маловероятно на самом деле. Максимум — библиотека и участковый )). Также
Похожие идеи есть в «Квантовом воре» Райанеми, но тот тоже не идеал. Также «Мотель Парадиз» Э. Маккормака, но это больше арт-, чем не арт-, и не фантастика. Да и книги очень и очень разные.
Развязка шикарна.
Al-Axe, 1 июля 2013 г.
Андрей Хуснутдинов — из наиболее самобытных и перспективных современных писателей. Его умение сочетать острейший сюжет с кафкианской иррациональностью меня восхищает. Обычно тех, кто высокомерно умничает, совершенно невозможно читать, смертельно скучно; но вот ты берешь «Данайцев» или «Столовую гору» или, скажем, «Гугенота», — и начинаются азартные игры с твоим мозгом. Роман из увлекательного и изобретательного триллера незаметно превращается в фантасмагорию, в бред, реальность снимается слоями, как кожура с луковицы, крыша едет, башню сносит, а потом луковицу разрезают, и внутри обнаруживается новая... Каким образом автору удаётся при своих экспериментах сохранять увлекательность и изобретательность до конца книги? Магия, иначе никак.
Хуснутдинов — искусный маг.