Джаспер Ффорде «Рэдсайдская история»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое | Сатирическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации | Спорт, культура и досуг | Звёздный ковчег/замкнутый мир
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Представьте себе мир, в котором ваше положение в обществе зависело бы от того, какую часть цветовой гаммы вы могли бы видеть. Это мир, где живут Эдди Бурый (красный, средний уровень) и Джейн Грей (монохромная, самая низкая в обществе). Эдди и Джейн должны разобраться в деликатной хроматической политике общества, чтобы выяснить, что же на самом деле произошло с их миром, как общество стало таким, и, что особенно важно, есть ли что-то еще за пределами его границ — и если есть, может ли там быть кто-то, чья невидимая рука руководит судьбами и несчастьями нации на протяжении последних 500 лет?
В ранних анонсах книга фигурировала под рабочим названием «Painting by Numbers».
Входит в:
— цикл «Оттенки серого»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 24 мая 2025 г.
Между «Оттенками серого» и «Рэдсайдской историей» лежат пятнадцать лет реального времени и чуть меньше месяца внутрисюжетного. При этом поразительно насколько гладко романы стыкуются друг с другом, как по тону, так и по сюжету. Хотя, читая их подряд, я замечал лёгкие шероховатости, которые только частично можно списать на перевод. В целом же Джасперу Ффорде удалось написать достойное продолжение, сохранив и дух оригинала, и все его сильные стороны.
Перед нами по-прежнему история Эдди (ныне де Мальва, ранее Бурого), который в предыдущей книге узнал о своём мире настолько много неприятных истин, что продолжать жить как ни в чём не бывало он просто не мог. Поэтому, вместе с Джейн (ныне Мятлик, ранее Серой), Эдди начинает работать над тем, чтобы изменить мир к лучшему. Правда, сперва им необходимо разобраться с женитьбой Эдди и Виолетты, обвинениями в убийстве, смертельно опасной миссией в заброшенный город и прочими превратностями сюжета.
«Оттенки серого» до самого конца сохранили состояние суперпозиции, не раскрыв, что скрывается за фасадом социальной антиутопии: то ли перед нами результат научно-фантастических экспериментов над людьми, то ли постапокалипсис, то ли мистика, то ли вовсе магический реализм. «Рэдсайдская история» приоткрывает завесу тайны и даёт ответы на многие вопросы. Без особых подробностей и только в общих чертах, однако теперь читатель знает и что происходит, и почему это происходит. Ну а финал подводит персонажей к событиям таких масштабов, что всё ранее пережитое покажется им игрой в песочнице. Но это будет уже совсем другая история.
Помимо ответов и жанровой определённости роман ещё и может похвастаться более серьёзным тоном. Хотя элементы юмора и пародии никуда не делись, их стало значительно меньше, а количество драматических моментов наоборот существенно увеличилось. Персонажи воспринимались более живыми и интересными (особенно в этом плане порадовал Эдди, но и Джейн, и Виолетта, и даже некоторые Жёлтые получили возможности раскрыться с неожиданной стороны).
Итог: отличный сиквел, обязательный к прочтению всем, кому понравился первый роман. Если триквел всё-таки выйдет, а он анонсирован автором, то надеюсь, что получится, как минимум, не хуже.
ааа иии, 10 мая 2025 г.
Это все тот же Ффорде, что и до паузы.
Без первой части читать бесполезно. Эдди вот-вот женят, он почти префект и под судом, но в голове у него только Джейн, а у нее в голове лишь радикальные реформы, её парень, убийства и спасение Серых от Плесени. Кстати, эти двое единственная надежда отдать городские долги. Еще участвуют серп-голова-с-плеч, комната 101, проблемы вычисления нулевого года, гастролеры, громадная головоломка, автономные роботы, самоотверженная бабка, пародия на дегустацию виски, инфодампы призраков, бордельная солидарность, радиомаяк, исполнители шанти, мобильник Найджела, дикари, катапульта, проблема производительности и отрывающий ухо апокрифик. Глубоко вникает «Рэдсайдская история» в закулисье цветократии... пока не уплывает за ее пределы.
Раскрыто многое, в том числе, чего Хромации не рухнуть от безумных элит и непослушания оным, дано обоснование запретов на технику. А Эдди и его, вроде как со своей головой на плечах активистка, оказались, с потрохами, частью мира, где начало утверждения «долг тяжелее горы, а смерть легче пёрышка» про тебя, а вторая про прочих. Показать палец небу, отвести спеца по чатни в Зеленую комнату, приветствовать врага по кастовому этикету, сбросить байк с трека — оставаясь хорошим, любимым и заботливым, в этом мире просто и доступно. Зло не демонизируется — зачем, если оно наливает чай. Сопротивление злу не возносится на Олимп — оно этот чай помешивает ложечкой.
Больше массовых смертей и нестандартных необычностей, но вряд ли мрачнее — автор сохранил здоровую атмосферу, в которой то, что смертельно опасен любой шаг или слово, не повод хамить, ныть, трястись за свою шкуру и бояться мерзавцев.
Восприятие же этого всего, как и прежде, зависит от жизненного опыта — история варщицы варенья может показаться неудачным конструктом, хотя она правдоподобней железных дорог без ж/д субмирка. То же самое с антиутопичностью: стимулировавшее кошмары Хаксли и Оруэлла здесь не является самостоятельным и самодавлеющим, Механизмом или Системой, Законом, тентурой и т.д. Здесь конкретные люди, подчиненные авторитетному голосу правил — вот только мотивация подчинения у каждого своя и степень своя, а какая бы ни была игра, правила распространяются на всех... Что, предупреждаю, открывает возможность внезапным поворотам и разворотам.
Полиграфия в норме, к переводу вопросов нет.
Рекомендации: автору писать дальше и радовать поклонников.
Прочим, для справки:
«Плохо Нарисованная Карта» это Mappa Mundi, 150×120 сантиметров картографии года 1300-го, хранится в музее г. Херефорда... где гостиница «Зеленый дракон». Прочие населенные пункты тоже из реальности — Восточный Кармин ныне Rhayder, в 14-ти милях от него Builth Wells, он же Ржавый Холм. Все они на реке Уай, так что традиция Ффорде соблюдена — можете ориентироваться по реальной местности.
Упомянутый «рододендрон», после которого ничего — это, конечно, Rhododendron ponticum. Из красиво цветущего садового растения, годного, впрочем, на живую изгородь, за последние 20 лет стал остро обсуждаемым инвазивным видом на Британских островах. Где кустарничком, а где метров пяти высотой, теснит аборигенов в лесах и вересковых пустошах, ибо несколько токсичен для скота, диких травоядных, птиц и насекомых, но отлично затеняет. Рододендровый мед ядовит. После уничтожения (корчеванием. 30 млн. фунтов стерлингов надо для Сноудонии) прежний видовой состав флоры подлеска за время наблюдений не восстановился. Поскольку доселе его размножали в питомниках (века два-три), подозревается гибрид или мутация.
Нортон Коммандер, 10 мая 2025 г.
О тоталитаризме, репрессиях и массовых убийствах — весело и с юмором (английским)! (Тут должен быть смайлик с поднятым вверх большим пальцем.)
Тот редкий случай, когда вторая часть, да ещё и написанная спустя 15 лет после первой, не хуже, чем первая; а возможно и лучше. В первом романе было много необъяснимых абсурдных моментов. Во втором в этом плане проще — мир уже знакомый, да и герои находят один за другим ответы на все вопросы. Причём, обе книги выглядят единым целом, цельной законченной историей.
[Вспоминая самые значимые и обсуждаемые в отечественном сегменте (читай: на Фантлабе) фантастические книги, вышедшие в последнее время, на ум приходит пресловутая «Сорока на виселице» Веркина. Что интересно: отечественный автор написал грустную утопию, а британский — весёлую антиутопию. Тоже своего рода информация к размышлению.]
А «Рэдсайдская история» полностью заслуживает войти в список самых значимых фантастических книг.
Просто нынешнего читателя уже практически невозможно чем-либо удивить, так как мы давно живём в мире перенасыщенным информацией. Поэтому Ффорде остаётся в своей нише. Но объективно обе написанные на данный момент части «Оттенков серого» не уступают произведениям Дугласа Адамса в качестве ироничной фантастики и знаменитому роману Хаксли в качестве антиутопии.
Изенгрим, 27 мая 2024 г.
Долгожданное продолжение романа, написанного огосподи пятнадцать лет назад. Да, даже Мартин наверное может позавидовать. В общем, спасибо, что все-таки не забыл и написал, потому как я-то думал, что все, конец, Джаспер Ффорде просто забил на свою цветовую антиутопию.
Продолжение начинается ровно там, где закончилась первая книга («Полный вперед назад», если кто вполне понятно подзабыл), но в первых главах автор довольно удачно и ненавязчиво напоминает, что там было и чем сердце успокоилось, так что ощущение кто все эти люди не возникает.
Все, кто остался недоволен тем, что в первой книге ничего не объясняется — возрадуйтесь: ваши жалобы услышаны. Во второй книге не все, но почти все получило наконец объяснение и логику — может даже в ущерб той таинственной и загадочной ауре, что окутывало эту кукольную дистопию ранее. Я почти до самого конца полагал, что сюжет снова остановится на самом интересном месте и придется опять ждать, но нет — история Эдди Рассета и Джейн Брунсвик благополучно закончена, в самом конце даже внезапно выясняется личность автора эпиграфов, расбросанных по всей книге. (Вроде бы в этом цикле автор пишет еще одну книгу — Протокол Гордини — но скорее всего это будет отдельная история.)
По-прежнему впечатление, что кругом замедленный апокалипсис, но персонажи как в хорошей русской классике дуют чай и не волнуются. Рассыпая перед читателем идиотическое времяпровождение и яркую радугу, Ффорде усыпляет его легким слогом, чтобы врезать внезапной катастрофой и сложными моральными дилеммами.
Впечатляет отличное, и при этом околичное описание тоталитарной системы с ее характерными особенностями: экономикой дефицита, черным рынком, номенклатурой, индоктринацией — и того, как множество людей спокойно может существовать в рамках этой системы, воспринимая ее как само собой разумеющееся, и даже процветать. Если капитализм хорошо изучать по «Незнайке на Луне», то тоталитаризм — по «Оттенкам серого».
В общем, не зря ждали пятнадцать лет (ладно, я ждал меньше — всего пять), это замечательное глубокое завершение оригинальной и трогательной истории. И когда я утер слезы умиления, я искренне порадовался, что в отличие от героев дилогии мы можем видеть мир в (почти) всей его цветовой гамме.
Shining, 9 июня 2024 г.
Если первую часть ещё можно было с натяжкой отнестит к юмористическому фэнтези, то Red Side Story, подобно «Ранней пташке» — книга серьёзная и жуткая. Поведение персонажей в некоторых ситуациях можно назвать абсурдным, но, если вдуматься, они действуют в полном соответствии с правилами их
Вторая часть цикла действительно дала ответы на все вопросы, и дала их не самым плохим способом. Стало намного больше смертей — если раньше мы только слышали о внезапно вымерших деревнях, то теперь
На мой взгляд, единственное слабое место книги — слегка провисающий экшн в некоторых местах, когда главные герои внезапно останавливают движение по сюжету и начинают заниматься своими делами. Тем не менее, Red Side Story достойна очень высокой оценки — это отличная история из жуткого и загадочного мира.