fantlab ru

Рэй Брэдбери «Дж.Б.Ш., модель 5»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.38
Оценок:
196
Моя оценка:
-

подробнее

Дж.Б.Ш., модель 5

G.B.S. — Mark V

Другие названия: Дж.Б. Шоу — Евангелие от Марка, глава V; Дж.Б. Шоу, модель V

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 58
Аннотация:

Космический корабль летит на Плутон, лететь ему туда долгих 2 года, почти все члены команды бесцельно тратят время на сексуальные игры, только один человек предпочитает вместо этого говорить с роботом, который копирует Бернарда Шоу. Его поведение вызывает недовольство остальной команды.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация на русском под названием «Дж.Б.Ш., модель V»

Рэй Брэдбери. Дж.Б.Ш., модель V: Рассказ /Пер. Р. Рыбкина; Прим. ред.; Рис. В. Казинцева // Литературная газета (М.), 1981, № 30 (22/07). – стр. 15.


Входит в:


Далеко за полночь
2005 г.
Далеко за полночь
2006 г.
Высоко в небеса. 100 рассказов
2006 г.
Далеко за полночь
2009 г.
Высоко в небеса: 100 рассказов
2010 г.
Далеко за полночь
2010 г.
Далеко за полночь
2017 г.
Далеко за полночь
2017 г.
Далеко за полночь
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Далеко за полночь
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Все літо наче ніч одна. 100 оповідань. Том другий: Книга 1
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

На борту космического корабля, летящего за орбиту Плутона, роботы обычно используются для услаждения естественных сексуальных потребностей экипажа. И только один из них настроен на философские беседы о величии Вселенной и роли человека в ее освоении. Это весьма непростой по своей натуре робот: в его электронный мозг зашит полный дубликат сознания известного писателя Джорджа Бернарда Шоу... Не совсем ясно, почему автор решил прославить в своем произведении именно Шоу. Скорее всего, это было сделано из личных предпочтений. В принципе, на месте этого персонажа вполне мог бы быть кто-то иной — например, Виктор Гюго или даже Иван Ефремов (последний, кстати, подходит больше, ибо большинство его произведений так или иначе связаны с космосом). Дубликат Шоу понадобился в сюжете исключительно для поднятия боевого духа членов экипажа: путь до цели очень долог, а человек весьма неустойчив перед испытанием подобного рода — нужна ежедневная психологическая разгрузка. О чем же еще говорить во время космического полета, как не о самом космосе? Речи робота столь цветисты и напыщенны, что сильно напоминают проповедь христианского священника. Наверное, именно поэтому название рассказа столь похоже на типичную ссылку из Библии. Грандиозность космических далей вполне способна вызвать своеобразное поклонение, которое может затмить собой религиозный экстаз. Не исключено, что в эпоху космических перелетов с религией будет покончено. Так что Брэдбери не так уж и неправ в своем возвышенном прогнозе. Как и в том, что продлится он на сравнительно короткий период освоения космоса: обычная деловая рутина и жесткая дисциплина на борту корабля в конце концов сделают из людей самых настоящих атеистов. И вот поэтами и романтиками останутся единицы — именно поэтому Чарли Уиллис одинок и потому ищет общения с роботом, способным говорить столь выспренным стилем.

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о двух неисправимых романтиках, летящих на одном корабле в окружении тупых сексуальных маньяков. Явно повторение пройденного: подобное уже некогда было во времена первых дальних плаваний по водам Мирового океана.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти что притча. Развратники и падшие люди наказаны, а единственный праведник вознаграждён и оставлен в живых. Не вижу ничего особо плохого в разврате, если он никому не вредит, но и признаю нравоучительный посыл этого рассказа, который скорей не о похоти и сексе, а о потребительском отношении ко всему. Вот есть живые ИИ — можно их использовать для саморазвития и бесед с мудростью, а можно и для более низьменных целей. Ну вот так же получается с нашими смартфонами — мы можем их использовать для доступа ко всем знаниям человечества, а можем для просмотра смешных видосов и сисек.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я вижу в этом рассказе некую аллегорию современности. Достижения цивилизации предлагают нам многое, очень многое — но многое ли из этого полезно и нужно? Вместе с тем, за время своего существование человечество успело накопить столько знаний, опыта, мудрости — и многим ли оно нужно? Мне кажется, использованные образы говорят сами за себя: сложные устройства, созданные для любовных утех, развлекающих (если не сказать, развращающих) членов команды, которые пользуются популярностью, и мудрый робот-старик, который никому не нужен. Потребности тела и — потребности разума.

Говоря о финале рассказа... на первый взгляд, кажется, что все случившееся — случайность, как смерть членов команды, так и спасение героя. Но знаете, мне кажется, такой поворот событий тоже достаточно символичен. Что удерживает Уиллиса, почему он оказывается у лестницы.

Не знаю, может это и синдром поиска глубинного смысла, но события в рассказе не кажутся мне случайными: пожалуй, от этого бы исчез весь смысл.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Вместе с обломками полетели в разные стороны обезумевшими стаями люди, освобожденные от ученья, от жизни, от всего на свете, чтобы никогда уже друг с другом не встретиться, даже не попрощавшись, — так внезапно освободились они и так мгновенны и неожиданны стали смерть и изоляция каждого.»

Возможно ли, что главного героя на корабле удерживают его знания? И возможно та самая лестница — тоже символ?

В любом случае, мне нравится так думать.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не устану твердить, что Рэй Брэдбери — поэт. И в этом рассказе мне видится следующая аллегория. Каждый человек, и соответственно человечество в целом, живет в основном животными, низменными потребностями, и занимается такой же деятельностью. Но есть то, что отличает нас от животных, — культура. Не в смысле этикет, а в смысле культурное наследие. Все мы проживаем свою жизнь, в разных пропорциях замешивая рецепт животных потребностей и взаимодействия с культурой. Главный герой — чистой воды творец. Механический Бернард Шоу — как олицетворение всей культуры. И наш одиночка либо наслаждается плодами предшественников, либо же создает нечто своё. Мораль дядюшки Рэя очевидна — тот, кто занимается сугубо человеческой деятельностью, то есть тем, что отличает нас от куска мяса, переживёт других, и возможно, останется в веках. Плоть не вечна, вечна культура.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ понравился, вызвал двоякие чувства: брезгливости и почтения. В жизни есть многох вещей, которые стоят того, чтобы их выбрали. Но между удовлетворением тела или духа, с автором солидарна, духовный рост заманчивее, благодатнее, гармоничнее. Духовное и интеллектуальное наследине Бернарда Шоу — достойный «собеседник». Это личное предпочтение Рэя Брэдбери. У других — свои идеалы. Но само стремление к познанию — вот достойный выбор.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Плохо, когда человек одинок, не намного лучше, когда он должен общаться лишь с теми, кто ему навязан в соседи.

Жену себе мужчина волен выбрать сам, так же как и женщина мужа. Но от спутников в космическом корабле никуда не деться. И не выбрать того, кто тебе по душе — ведь все они не по душе. Поэтому робот — а по сути такой же компьютер, которые есть у нас и даже лучше — чем не собеседник? И Уиллису повезло, а остальным? Остальные завидуют. И самым радостным становится испортить, уничтожить то счастье общения, которое есть у одного, и которого нет у других.

Как хорошо, что современные экипажи космических кораблей подбирают по психологической совместимости. Чтобы не пришло в голову ни одному члену экипажа не предупредить капитана о приближающемся метеорном рое...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если тебя окружают животные в человеческом обличии, вполне возможно, что ты предпочтешь человека в железной оболочке. Думаю, тут выбор очевиден. Интересно другое: зачем в космонавты стали набирать дегенератов без каких-либо жизненных ценностей?

Оценка: 2
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Писатели очень часто обращаются к теме одиночества человека среди окружающей его толпы людей. Вспомните хотя бы Карлсона, да и других... А здесь человек нашел себе в друзья робота, который выдавал себя за писателя. Итог закономерен: одиночество среди людей превращается в истинное одиночество среди Мироздания, когда уже «никто не захочет узнать, а что с ними было дальше». Да им это и не надо.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Фантазии козла, но задатки святого». Каково. а?

Робот, классифицирующий себя как «другую форму жизненной силы». А также хранилище идей и вместилище книг. Да я сама с удовольствием предпочту эту железяку 90 процентам окружающих людей!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странный рассказ. Как-то не понял, о чем, собственно, он: о человеке, которому интереснее с роботом, запрограммированным быть душой Бернарда Шоу?

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Два года полета, и ему захотелось заглянуть в Бездну и посмотреть, к чему пришел Господь за те десять миллиардов лет с тех пор, как Он вошел в противоречие с Самим Собой и породил Бесконечность. А вам не захочется?

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочется верить, что всетаки предостережение автора не сбудется и свобода выбора станет дествительно свободой, а не фиктивным правом...

Оценка: 8
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Евангелие от Марка, глава V ( основное название рассказа) повествует об изгнании бесов из человека сначала в свиней(имя им легион), а затем и из свиней в море. Автор выбрал название неспроста — люди в длительном космическом полете одержимы общением с секс-игрушками, роботом Бернардом Шоу, но нет настоящего человеческого общения. Одержимость чужим сознанием опасна!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх