Кордвайнер Смит «Инструменталии Человечества»
Одна из первых в научной фантастике модернистских космоопер.
Произведения цикла расположены в порядке внутренней хронологии.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Научная фантастика - Авторский сборник или антология (США; испанское издание) |
- /языки:
- русский (26), английский (169), немецкий (4), французский (8), итальянский (14), голландский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (195), периодика (22), самиздат (1), аудиокниги (3), цифровое (2)
- /перевод:
- Т. Алексеева (1), У. Антон (1), П. Биллон (1), М. Бурбаш (1), Р. Герман (1), И. Гульельми (1), М. Демют (3), А. Евстигнеев (1), К. Егорова (1), В. Жураховский (3), Н. Караев (2), А. Комаринец (2), Д. Коссато (9), Б. Крылов (1), Э. М. Свалуто (2), К. Маркеев (1), Е. Михайлик (2), А.В. Молокин (1), Т.А. Перцева (2), А. Пиеретти (1), Д. Пило (1), М. Пинья (1), П. Редкокаша (1), Б. Ресс-Богуш (1), Р. Рыбкин (6), С. Сандрелли (9), Л. Сизой (1), М. Схрёдер (1), А. Тишкин (1), Л. Ткачук (2), Н. Труханова (2), Р. Хермштайн (2), С. Хиллинг (2), И. Эрсан (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
keellorenz, 8 марта 2020 г.
Цикл Кордвайнера Смита представляет собой монументальное модернистское сооружение в жанре НФ, хронологически расположившееся между «обычной» НФ и новой волной. Человек непростой судьбы: сын политика, инвалид с детства, военный разведчик , крупный ученый-политолог (советник Кеннеди и Чан Койши) непосредственный участник спецопераций США середины 20 века писал видимо не для денег, а ради душевного катарсиса. Словно средствами фантастики пытался поговорить с читателем и обществом о наболевших вопросах, которые для своего времени были отчасти табуированы (бог, смерть, жизнь, секс, жертвенность, любовь, несправедливость, судьба, гуманизм, власть). В итоге у него получилось произведение безусловно талантливое, но слишком уж сложное для обывателя , следующее традиции жанра лишь на уровне фона повествования. Поэтически возвышенная тысячелетняя история будущего человечества фрагментарно прослежена через трагические судьбы конкретных людей от первых шагов в космосе до различных этапов эволюции галактической империи. При этом идеологически, как сам Смит и не скрывал, он наследник таких авторов как Олаф Стэплдон и Альфред Деблин. Поэтому приемы и темы «научно-фантастического» модернизма (звездолеты размером со звездное скопление, измененное сознание, детский секс и прочие девиации, гитлеризм, гомосексуализм, садизм, эротический и творческий экстаз, холокост, революция, поэзия и мистика...ну вы поняли о чем я) у него сочетаются с футурологией, привязанной к общечеловеческим проблемам и ценностям. Оставаясь по вере христианином, Смит в то же время рефлексирует на тему несоответствия мистических представлений о вселенском нравственном законе и человеческой психологии, показанной через призму, например, фрейдизма. Эта двойственность роднит Смита с философско-психологической концепцией Стэплдона, который в восхищении и ужасе поклонялся сразу и темному и светлому началу бытия — как неразлучным элементам загадочного и непостижимого космического замысла. И плохие и добрые герои произведений цикла Смита величественны в своих делах, как персонажи русской классической литературы (Смит , кстати, путешествовал по России еще при Сталине, некоторые произведения его имеют отсылки и к русской культуре) и их нравственный выбор происходит сразу от двух начал — рационального и подсознательного.
Людям, не согласным с такой трактовкой, читать Смита сложно и оскорбительно. Это своего рода Достоевский мира фантастики. Беспросветный ужас и страдания в произведениях Смита переплетаются с катарсисом и просветлением, экзистенциальный ураган мысли — с гуманизмом и этикой, космогонический масштаб — с современной гуманитарной и социальной проблематикой.
Прочитав его, вы уже никогда не будете прежним. Само восприятие мира станет иным — более гуманистичным, свободным и толерантным.
mmaivazovi, 25 января 2022 г.
Инструментарий человечества — это грандиозный эпический цикл, который языком сказки, эпической поэмы и ветхозаветных повестей ткет гобелен о далёком грандиозном будущем галактического человечества, обретшего божественное могущество и отягощенное им. Достигнуто абсолютное общее счастье, но отдельные люди потеряли саму концепцию счастья. Достигнуто социальное совершенство, но утеряна человечность. Настоящие любовь, дружба, и даже мучения доступны только маргиналам: великим героям или нижайшим злодея. Человеческой жизни достижима вечность, но есть ли в ней смысл?
Вопросы расходятся, как круги на воде. Но камень, брошенный в воду, един во все времена — это человеческое нутро, знаменитая прутковская начинка для колбасы! А значит нет разницы, когда такие вопросы заданы, сейчас или через тысячи лет. Реакция происходит, мутация начинается, душа в муках и экстазе, словно в пустыне планеты Шайола, начинает отращивать новые органы и новые понимания. И миры сопрягаются!