Артём Драбкин «Я дрался на ПО-2»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
O.K., 4 сентября 2024 г.
Я бесконечно благодарна Драбкину за его работу: воспоминания фронтовиков бесценны. Вообще говорить о достоинствах этой серии книг – дело неблагодарное, само её существование – это уже феномен. Живые воспоминания (при необходимости уточнённые примечаниями), наши эмоции, связь времён… Восхитило то, как сохранена индивидуальность каждого из ветеранов: один – любитель прихвастнуть, другой – спокойный интеллигент, третий – суровый вояка, четвёртый – фаталист, и так далее.
И велик соблазн на эмоциях поставить десятку, но оценивать я буду именно работу, а не фронтовые воспоминания и не своих от них впечатления.
Я прочитала с десяток разных книг серии: всё об авиации и несколько общих работ. Поэтому в одном отзыве подведу итог под всем прочитанным. Ведь вместе с достоинствами, недостатки у всех книг тоже общие.
Первое. Опечатки. Причём, что совершенно недопустимо, – опечатки в датах. Да, нечастые, но и пары раз хватило, чтобы можно было говорить о небрежности, а небрежность в таком деле недопустима. Эти опечатки не бросаются в глаза, ведь воспоминания хаотичны, часто фронтовики сначала говорят о 44-м годе, а потом возвращаются в 43-й, но выходит, что брат Степана Микояна сначала окончил училище в 43-м, а потом в 42-м погиб.
Второе. Интервью с однополчанами. Даже в лишённых строгих рамок сборниках, вроде «На войне как на войне». Не выдерживают критики отговорки, что ветеранов осталось мало: в выходящих параллельно книгах десятки и сотни других фамилий. И создаётся впечатление, что проще было найти одного фронтовика и по его наводке заглянуть к его однополчанину в соседний дом, чем пилить на другой конец страны за новой историей нового полка нового фронта нового рода войск. Ни в коем случае нельзя сказать, что главы однополчан не интересные, просто они противоречат задумке: показать масштаб. Сборник «А зори здесь громкие. Женское лицо войны» позиционируется как сборник воспоминаний женщин-фронтовичек, а по факту это воспоминания исключительно ленинградок, защитниц Ленинграда же. Для серьёзной научной работу такое расхождение темы и содержания недопустимы, неужели нельзя было хотя бы в аннотации обозначить рамки?
Ещё очень бросалась в глаза однотипность вопросов к лётчикам: о суевериях, о том, что делали с вещами погибших, ну и (куда ж без этого!) об отношении к комиссарам и особистам. Т.е., всё это те вопросы, которые могут быть заданы лётчику любого рода авиации, с любого фронта, любого звания. Не хватало индивидуально подхода к каждому собеседнику, казалось, что интервьюер недостаточно подготовился. Особенно это стало бросаться в глаза, когда среди большинства однотипных интервью (самого Драбкина?) мелькали редкие интервью с очень индивидуальными вопросами.
Да, сначала это особенность порядком раздражала, но в итоге она же и привела к самому главному глобальному выводу, который был для меня очень важен: не было никакой универсальности, всё везде было индивидуально. Применительно хотя бы к ночникам: у одних были парашюты, пулемёты у штурмана, ордена и документы во время вылетов, 100 грамм, САБы, фотоконтроль, бортпаёк или даже дневные вылеты – а у других не было.
Есть у меня претензии и к качеству издаваемых книг. Разномастные форматы, через раз ужасное качество бумаги. Само по себе это не проблема, но в сумме со всеми предыдущими недостатками создаётся впечатление, что второпях издавалась эта серия, делалась на коленке, не выкладывались создатели на все 100%. Ух, что бы мы тогда получили на выходе!
А, всё равно, даже при нестопроцентном КПД, мы имеем огромную, бесценную работу. Спасибо Артёму Драбкину за то, что у нас теперь есть эти книги. Они не только поучительны и познавательны, они просто интересны!