Джон Хейвуд «Люди Севера: История викингов. 793-1241»
До XIX в. их считали дикими варварами сродни вандалам и готам, разграбившим античный Рим. С наступлением эпохи романтизма средневековый образ викингов -непобедимых морских разбойников — получил новую трактовку. Во второй половине ХХ в. и этот воинственный образ подвергся пересмотру, когда археологи обнаружили, что у викингов были и мирные занятия — ремесла, торговля, географические исследования. Так кем же они были на самом деле? И какую роль сыграли в жизни Европы?
На эти вопросы дает ответы историческое исследование Джона Хейвуда. Из него вы узнаете, кем были предки викингов и кого они вытеснили, когда завоевали земли на севере Европы. Хейвуд рассказывает о культуре, письменности, прикладном искусстве и религии викингов, об одноглазом Одине, вооруженном гигантским молотом Торе и боге плодородия Фрейре. А также о том, как викингам удавалось строить драккары — «корабли-драконы» без единой металлические детали и какую роль эти удивительные корабли сыграли в мировой истории.
Почему книга достойна прочтения — Книга посвящена эпохе викингов, продлившейся несколько веков и затронувшей почти всю Европу. Это рассказ об экспансии древних скандинавов на Британские острова, по всему Европейскому континенту и на Восток, о заселении Исландии и Гренландии, об открытии норманнами Америки и о той роли, которую они сыграли в становлении российской государственности
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
StasKr, 20 августа 2018 г.
Очень хорошая научно-популярная литература. Поскольку я знаком с мировой историей несколько больше, чем среднестатистический человек, то основная часть книги, которая посвящена периоду с 793 по 1066 годы (так называемая «эпоха викингов»), для меня оказался менее интересной, чем её начало и конец, которые описывают что было до того, как жители Скандинавии начали свои набеги на Англию, и что случилось с миром викингов после того Харальд Суровый погиб в битве при Стэмфорд-Бридже. Авторы других книг об этом не рассказывают, а ведь там тоже творилось немало интересного. Например, любопытна история «империи» норвежских конунгов, которые пытались покорить Шотландию, Ирландию и остров Мэн. Небезынтересно и описание многолетнего военного паломничества норвежского короля в Иерусалим (по современным меркам – это всё равно, что президент какой-либо страны слетает на Луну. В принципе такое возможно, но это станет главной сенсацией для целого поколения его избирателей). И только из этой книги я узнал относительно подробную историю Исландии, от начала колонизации острова и вплоть до гибели независимого государства.
Книга построена по географическо-хронологическому принципу, поэтому изложение материала строится либо по отдельным локациям, в которых действовали викинги (Англия, Франция, Ирландия, Русь и т.д.), либо посвящена тем или иным историческим периодам и наиболее ярким событиям, ставшим поворотными точками в истории норманнов.
Написано всё просто и без академической тяжеловесности. Джон Хейвуд очень хороший рассказчик, так что не смотря на свою толщину читается книга легко и быстро. Радует масса мелких деталей и фактов, щедрой рукой рассыпанных по страницам книги. Например, удивил факт посещения европейцами (скорее всего викингами) острова Мадейры в промежутке между 900 и 1050 годами, о которых мы знаем из ДНК мадейрской домашней мыши, которая появилась на острове как раз в этот период. Так же для меня стало неожиданностью, что наш титул «князь» переводится на английский как «принц». Олег Вещий, принц Руси – для русского человека звучит как-то странно, не правда ли?
Кстати, очень радует взвешенный подход автора, который заметен при прочтении главы, посвящённой Киевской Руси. Всем тем, кто болезненно реагирует на информацию о том, что Рюрик был викингом, рекомендую внимательнее вчитаться в то, что пишет Хейвуд. Именно эта умеренная позиция и является норманнской теорией, а вовсе не тот бред, который распространяют клоуны а-ля Клёсов или Задорнов.
Также необходимо отметить, что книга снабжена неплохим справочным аппаратом, который включает в себя: вводную главу, которая объясняет мировосприятие викингов; хронологическую таблицу с перечнем упоминаемых в книге событий; списками королевских династий, основанных викингами; географическими картами*, наглядными иллюстрациями.
Итог: отличный пример научно-популярной литературы, которая может оказаться небезынтересной даже для тех, кто уже знаком с историей викингов. А уж если вы толком не знаете, что представляли из себя «люди севера», то лучшей книги для ликбеза по данному вопросу вы не найдёте.
* – с ними связан самый заметный и самый смешной ляп книги. Дело в том, что к карте, изображающей Русь в границах 900 года, сопутствует название «Исландия». Но этот косяк целиком и полностью лежит на совести российского издательства, ибо даже если эту ошибку совершил автор (что далеко не факт), то именно отечественные корректоры должны были исправить подобную оплошность.
whiskyfake, 28 апреля 2021 г.
Книга живописует свершения викингов по всей Европе и окрестностям. Больше всего это напоминает следование материалу скандинавских саг, только подкреплённых современными знаниями и отсутствием мифологических сюжетов. Ну да ничего, реальная жизнь много интереснее фентези. Джон Хейвуд, вероятно, англичанин, и это сказалось на материале книги — больше всего внимания уделено именно этой стране, хотя, возможно, они просто больше остальных сталкивались со скандинавами. Автор решил разделить деяния норманнов не по хронологическому, а по географическому признаку, что приводит к великой путанице в голове при прочтении — круговорот имён и дат затягивает, а, поскольку времена были сложные, один и тот же Хакон или Олаф может всплывать то там, то тут — в разных главах. Неоднократно приходилось возвращаться к уже прочитанному, а уж про карты я вообще молчу — без них запутаться в топонимах проще простого.
Автор не раскрывает всех секретов, и возникают вопросы, например: откуда мы знаем о том, как закончил свой жизненный путь знаменитый Снорри Стурлусон? Точно ли Карл Толстый погиб именно таким способом, как описывается в книге — нигде больше не удалось найти подтверждений авторской истории. Магнус Голоногий, утверждает писатель, был прозван так за то, что носил килт — но всюду информация о том, что килт вошёл в шотландский обиход только в XVII веке.
Книга не слишком глубокая, и, хотя обилие имён и географических названий может отпугнуть неопытного читателя, боятся не стоит — «Люди Севера» дают прекрасный обзорный экскурс в историю скандинавов эпохи викингов и их соседей, это одна из тех работ, с которой можно смело начинать изучение Скандинавии и её соседей в эпоху набегов викингов.