Эдгар Аллан По «Чёрный кот»
- Жанры/поджанры: Мистика | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Народная примета не сулит ничего хорошего тем, кто сталкивается с черным котом. Но в этом рассказе Черный Кот лишь помогает наказать виновного.
История о том как алкоголизм превратил кроткого любителя животных в необузданного в гневе садиста-параноика и убийцу. Но кошки черного цвета издевательств над собой не прощают...
В 1917 году этот рассказ под названием «Черный кот» без указания переводчика был напечатан в журнале «Преступление и наказание» (еженедельник «Война») №2, С.2-5.
Имеется комикс-адаптация «Чёрный кот».
Входит в:
— сборник «Рассказы», 1845 г.
— сборник «Двадцать пять историй о призраках», 1904 г.
— сборник «Tales of Mystery and Imagination», 1908 г.
— антологию «Opowieści nadzwyczajne tom II», 1913 г.
— журнал «Weird Tales, January 1924», 1924 г.
— антологию «Famous Animal Stories», 1932 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine, November 1949 (Vol. 14, No. 72)», 1949 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine (Australia), December 1950, No. 42», 1950 г.
— антологию «The Second Pan Book of Horror Stories», 1960 г.
— антологию «The Hell of Mirrors», 1965 г.
— антологию «15 racconti misteriosi», 1971 г.
— антологию «Land van de Griezel», 1976 г.
— антологию «The Best Horror Stories», 1977 г.
— антологию «Fantastic Worlds: Myths, Tales, and Stories», 1979 г.
— антологию «Terrors, Terrors, Terrors», 1979 г.
— антологию «65 Great Tales of Horror», 1981 г.
— антологию «Американская романтическая проза», 1984 г.
— журнал «N comme Nouvelles n° 4», 1986 г.
— антологию «Roger Caras' Treasury of Great Cat Stories», 1987 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine, October 1988 (Vol. 92, No. 4. Whole No. 548)», 1988 г.
— антологию «Antologija svetske fantastike», 1989 г.
— антологию «Purr-fect Crime», 1989 г.
— антологию «Объятия страха и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1991 г.
— антологию «Бойся кошек», 1993 г.
— антологию «Ловец человеков», 1993 г.
— антологию «Маска Красной Смерти», 1993 г.
— «Продолжение следует», 1993 г.
— антологию «Thrillers», 1994 г.
— антологию «Сказки бессонных ночей», 1994 г.
— антологию «Master's Choice: Mystery Stories by Today's Top Writers and the Masters Who Inspired Them. Volume II», 2000 г.
— антологию «Antologija svetske fantastike. Drugo Izdanje», 2001 г.
— антологию «Король Чума. Американская готика. XIX век», 2001 г.
— журнал «Ступени Оракула №7, 2003», 2003 г.
— антологию «The Wordsworth Book of Horror Stories», 2004 г.
— антологию «Strah – mala antologija horora», 2005 г.
— журнал «Супер Триллер №33 (120)», 2006 г.
— «Тёмные аллеи», 2007 г.
— антологию «The Day They Hanged My Best Friend Jimmy... And 21 Other Weird Tales to Get You Through the Coldest Nights», 2009 г.
— антологию «Классические кошмары», 2010 г.
— антологию «Demons: Encounters with the Devil and His Minions, Fallen Angels, and the Possessed», 2011 г.
— антологию «The Cat Story Megapack: 25 Frisky Feline Tales, Old and New», 2013 г.
— антологию «Дом с привидениями», 2014 г.
— антологию «Лучшие мистические рассказы», 2014 г.
— антологию «Ghostly», 2015 г.
— антологию «Вампир», 2020 г.
— антологию «Вампир. Зарубежная классика хоррора», 2020 г.
— антологию «История кошки по имени Кома», 2020 г.
— антологию «Расследования в английском стиле. Сборник классического детектива», 2020 г.
— антологию «A Cat of Feral Instincts», 2021 г.
— антологию «Глубина. Погружение 49-е», 2023 г.
Экранизации:
— «Черный кот» / «The Black Cat» 1934, США, реж. Эдгар Дж. Улмер
— «Черный кот» / «Black Cat» 1981, Италия, реж. Лучио Фульчи
— «Черная кошка» / «The Black Cat» 2007, Канада, Япония, США, реж. Стюарт Гордон
- /языки:
- русский (151), английский (31), французский (1), итальянский (1), шведский (1), голландский (1), украинский (2), польский (1), болгарский (1), сербский (2), сербохорватский (1)
- /тип:
- книги (180), периодика (7), аудиокниги (5), цифровое (1)
- /перевод:
- К. Бальмонт (23), Ш. Бодлер (1), Б. Лесьмян (1), Л. Маевская (1), С. Мартынова (1), В. Михалюк (4), В. Неделин (13), А. Траверси (1), О. Федорченко (1), В. Хинкис (87), М. Энгельгардт (4)
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Вертер де Гёте, 1 октября 2010 г.
От высшего не скрыться рока —
Я говорю начистоту —
Детали моего порока
Известны Чёрному коту.
Запомни же, читатель, фразу,
Что, без сомнения, верна:
«Я знаю, совесть одноглаза
И, как душа моя, черна».
© Вертер де Гёте
Мотив неизбежной высшей кары для преступника — один из наиболее популярных у Эдгара По. Особенно занимало писателя не собственно наказание, а обличение преступления, принимающее порой особенно изощрённые формы. Интересно, что и совершение преступлений и их обличение (преступник у По чаще всего невольно выдаёт себя сам) автор приписывает якобы существующему в каждом человеке чувству противоречия, которое и подталкивает на неожиданные поступки. В рассказе присутствуют жестокие сцены, но никакого смакования жестокости я не увидел. Конечно, жестокость по отношению к животным всегда отвратительна, но особенно отвратительна она тем, что с неё и начинается жестокость по отношению к людям.
Orm Irian, 20 июня 2013 г.
По-моему, рассказ не о мистике и ужасах, а о том, до чего может довести алкоголь. Как-то сам по себе возникает вопрос: «А был ли кот?». То есть, первый, конечно, был. А вот второй вполне тянет на галлюцинацию сошедшего с катушек отравленного мозга. Он приходит, как страх содеянного. Это даже не раскаяние, это именно страх, когда человек вдруг понимает, на что он оказался способен. Ему и хотелось бы забыть, но нет, он ищет такого же кота, чтобы вытеснить убиенного, но приходит лишь жуткая галлюцинация-напоминание. Ну или призрак-напоминание, это уж судите как хотите.
А если мы уберем все эти больные фантазии ГГ, то получится банальное бытовое убийство, навеянное алкогольной агрессией. К сожалению, и в наше время довольно распространенный сценарий, независимо от того, что там убийце в белочке померещилось или пришло в пьяную голову, как мотивация.
Безумно жалко жену, которая это все время должна была терпеть. И животных тоже жалко, да. Невольно думаешь: хорошо, что у них не было детей. И автор очень хорошо передает психологию такого пьяного убийцы — это же так просто, списать всю вину на алкоголь и какое-то неведомое наваждение... Он почти верит, что не виновен. Как всегда, Эдгар Аллан По очень искусно описывает больную психику. И мастерски справляется с задачей подать ситуацию от первого лица, что, возможно, и послужило причиной неприятия со стороны некоторых читателей.
И самое страшное в рассказе — не черный кот, а то, как часто можно видеть подобную историю на страницах криминальной хроники в современных газетах.
AlisterOrm, 26 ноября 2010 г.
Просто поразительно, как По влез в голову человеку, описал изнутри психологию его больного разума. Настолько чудовищны его поступки, насколько болезненно его восприятие жизни! Читая этот рассказ, чувствуешь ужас и отвращение не просто к этому человеку, а ко всем окружающему его миру — он слишком уныл, мрачен и однообразен. Повествование- раскрытие психологии убийцы, его постепенной моральной деградации и падения.
ivan2543, 29 сентября 2013 г.
Один из первых прочитанных мной у Эдгара По рассказ, прочитал его первый раз примерно где-то учась в седьмом классе. Не сказал бы, что рассказ напугал, но впечатление оставил крайне гнетущее. Пожалуй, это один из лучших в мировой литературе рассказов о становлении маньяка. Особую силу и достоверность придает ему повествование от первого лица – беспомощные самооправдания человека, катящегося со страшной скоростью в пропасть безумия. Жутко видеть, как рассказчик, стыдясь и придумывая на ходу смягчающие обстоятельства, все больше и больше демонстрирует свои садистские наклонности.
Единственное, что еще нужно заметить – рассказ хорош, но крайне неприятен. Читатель, любящий животных, на середине повествования, как правило, отбрасывает книжку, матерясь. Даже концовка не сглаживает тягостного впечатления, поэтому впечатлительным людям эта история не понравится.
Итог: шокирующая исповедь маньяка-неудачника.
Оценка произведению: 9 из 10 (отлично).
Оценка «страшности»: 5 из 5 (шокирует).
invikto, 21 декабря 2011 г.
Ужасное произведение! Что хотел сказать автор? Что расплата непременно придёт. Хорошо, допустим, что эту идею он смог донести до читателя. Но вот с атмосферой неизбежности прихода этой самой расплаты у автора ничего не вышло.
А не получилось у него это из-за главного героя. Ну не смог я влезть в шкуру рассказчика и прочувствовать всю гамму чувств, которые испытывал этот человек. Фразы наподобие «я искренне раскаиваюсь», «я осознаю весь ужас содеянного», «в тот момент я себя не контролировал» чистой воды блеф! Кого он обманывает? Мало того, что главный герой урод, так он ещё и издевается над читателем, пытаясь втереться к тому в доверие.
Если Эдгар По хотел поведать страшную историю о коте-мстителе, то он ошибся и написал не тот рассказ. «Чёрный кот» — история о жестоком малодушном нытике, жалующимся о своей судьбе, в которой он сам виноват.
Alexus_404, 17 февраля 2019 г.
«Чёрный кот», пожалуй, вызывает гамму эмоций, особенно негативных, если говорить об отношении к главному персонажу. Однозначно и чётко ответить, какой посыл был заложен автором, нельзя, ибо простора для размышлений после прочтения остаётся довольно много ввиду довольно странной и даже местами сюрреалистичной сюжетной линии произведения. Вероятно, рассказ показывает, сколь сильно чрезмерное употребление алкоголя способно разрушить личность человека, даже такого, если верить рассказчику, повествующему о собственном детстве. Рассказ показывает невероятно противоречивую сущность людей, автор как бы демонстрирует и наихудшую её сторону, которая присуща, к сожалению, лишь человеку.
Несмотря на необычное содержание, сюжетная линия выстроена неплохо, нагнетается мрачная атмосфера, и, возможно, здесь читатель знакомится с чуть ли не родоначальником жанра «триллер». Довольно необычные ходы, способствующие развитию этого причудливого конфликта, даже поражают, и очень многие будут на стороне чёрного кота, сказания о котором в данном случае выстраивают образ скорее с положительной стороны, однако и одновременно остаётся ощущение ужаса от этих животных, что усиливается в этой поистине ужасной концовке. Недаром говорят, что коты злопамятны, и здесь это показано в самой ужасной форме, которую можно вообразить. Эдгар По прекрасно показал образ крайне больного главного героя, и тот факт, что у многих читателей ниже он вызвал отвращение, лишний раз подтверждает гениальность этого автора. Мы видим отчётливо, что персонаж запутался в своих суждениях, противоречит сам себе, а его нелогичные и мерзкие поступки действительно шокируют. Мистичен ли рассказ или нет, решать самому читателю. Возможно, протагонист действительно сошёл с ума, и призрак ему лишь почудился, а может, и нет.
BroonCard, 14 мая 2015 г.
Отличный рассказ, просто отличный.
Мрачная атмосфера, столь свойственная Аллану Эдгару По, просто «переливается» своим антуражем через край. Волей-неволей, но от деяний и описания кота ты сам начинаешь оборачиваться по сторонам да искать взглядом данное животное. Но не столько именно питомец жути придаёт, сколько разум и поступки главного героя — вот тут уже истинная психоделика. Честно, давно я не был так захвачен ужасом, что, отдавая отчёт мурашкам, бегущим по телу, не смел отвести взгляд от произведения.
Отвадить себя от очередного восхваления словесного мастерства Эдгара По я вновь не сумею — шикарное разнообразие оборотов и вообще непроизвольно чувствуется истинная рука мастера.
Сие повествование не отождествляет себя к томному описанию характеров (хотя Аллан и подобное превращает в чистейшую усладу) нам демонстрируется история конфликта, вызванного ничем и закончившегося так, как и предполагалось... Но вот его развитие — это нечто. Посему к прочтению советую, особенно любителям таких деятелей как Говард Лавкрафт да Стивен Кинг.
Lainka, 11 декабря 2010 г.
Шикарный рассказ, от которого меня иногда даже в приятную дрожь бросает. В таком небольшом формате Маэстро умело раскрывает психологию главного героя и мистичность чёрных котов.
Где-где они ласковые и добрые, а где-где злопамятные и мстительные. :wink:
ii00429935, 25 ноября 2009 г.
Снова По исследует психологию маньяка. Вместе с рассказом «Сердце — обличитель» «Черный кот» составляет в своем роде дилогию. В обоих случаях есть похожие сюжетные повороты, повествование ведется от первого лица, тем не менее герои совершенно отвратительны и мерзки. Рассказчик «Черного кота» пытается объяснить свой образ жизни пьянством, но перед нами явный «сдвиг по фазе». «Сердце-обличитель» написано более эмоционально, «Черный кот» чуть более неожиданный с точки зрения сюжета. Можно усмотреть в этих рассказах мистику, но, на мой взгляд, все «сверхъестественное» здесь порождено фантазией психически больных людей.
Kalkin, 20 октября 2007 г.
Рассказ вызвал у меня двойственные ощущения. На эмоциональном уровне рассказ вызывает отторжение (как только вспомнишь, что описывается в рассказе, так сразу становится не по себе). А вот по форме, как это часто бывает у По, рассказ просто великолепен. Он выдержан в черно-красных тонах, силен своими описаниями и создаваемой атмосферой — атмосферой страха и одержимости, темного безумия и жестокости.
Главный герой — не просто слабый духом мерзавец, он выродок, одержимый, человек только по форме.
Рассказ запоминается, но эти воспоминания не из приятных, при всем моем уважении к таланту Эдгара По.
Paganist, 10 декабря 2018 г.
Когда уже перечитал многое из творчества По, думаешь, что автор уже вряд ли чем-то может удивить или поразить. Но По — чёртов гений! — умудряется раз за разом впечатлять.
«Чёрный кот» сложно отнести к лучшим рассказам автора. Тем не менее, он не похож на другие «страшилки», которые довелось читать у мистера По. Хотя его стиль узнаваем, сюжетные повороты вроде бы достаточно типичны, но средства для достижения цели повествования совершенно безумные. Да-да, именно безумные — другого слова не подберёшь.
Есть, конечно, сюжетные недочёты, но их перекрывает атмосфера. В этом По силён — в умении создавать атмосферу и нагнетать страсти. Ну и финалы у него бывают просто сумасшедшие. «Чёрный кот» — как раз такой рассказ. Старый «добрый» хоррор.
Dimova, 4 октября 2016 г.
Рассказ потрясает! Всё таки произведения Эдгара Алана По умеют погружать читателя в особую мрачную атмосферу. Полностью проникнувшись описанным, испытываешь неимоверный испуг, во время душераздирающего вопля кота, мурашки по коже. Неизгладимое впечатление.
alex1970, 14 ноября 2010 г.
Классический рассказ, один из определивших пути развития литературы ужасов. Неоднократно экранизировался.
История некогда приличного человека, допивающегося до ручки и очень быстро деградирует. Сначала он убил любимого кота Плутона, а затем и жену. Но кот сумел отомстить.
Прекрасное произведение.
Zombie 1st class, 26 декабря 2022 г.
Исповедь приговоренного преступника о его скатившейся под откос жизни и совершенных страшных злодеяниях. А началось все с нездорового пристрастия к спиртному и издевательств над безответным животным в приступах алкогольного делирия. Забавно, что я смотрел кучу киношных адаптаций этого классического рассказа, но непосредственно его не читал никогда. В каком-то смысле, одно из самых мрачных и жестоких произведений По, который был способен к саморефлексии, будучи сам подвержен долгое время пагубному влиянию алкогольной зависимости. При том, содержит одновременно мотивы из рассказов «Сердце-обличитель» (патологическая тяга героя к совершению злодейства и необычная улика, его выдавшая) и «Бочонок амонтильядо» (замуровывание в стену).
URRRiy, 1 февраля 2023 г.
Отличный по литературному качеству рассказ. Мистика в рассказе приговоренного к смерти преступника плавно переходит в хоррор. При этом обыденная и легко представляемая ситуация — будни пьяницы, потом мучителя животного, а потом — убийцы, представлены очень наглядно, а сочувствие, которое невольно создаётся у читателя к несчастному Плутону и супруге падшего грешника вполне искреннее.
В общем как развязка, так и уровень изложения рассказа безусловно сделаны с вдохновением и талантом.