fantlab ru

Эдгар Аллан По «Маска Красной смерти»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Оценок:
1572
Моя оценка:
-

подробнее

Маска Красной смерти

The Masque of the Red Death

Рассказ, год; цикл «Эдгар Аллан По: свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 183
Аннотация:

Принц Просперо с тысячей приближенных во время эпидемии скрывается в закрытом монастыре, бросив своих подданных на произвол судьбы. Монастырь всем обеспечен и изолирован, поэтому они могут не бояться заразы. Устроенный принцем бал-маскарад, настолько великолепен, что в нем приходит участвовать сама Красная Смерть...

© Lucy
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Phantasy Pieces. Including all the author's late tales with a new edition of the «Grotesque and Arabesque», 1842 г.

— сборник «Tales of Mystery and Imagination», 1908 г.

— антологию «Nowelle», 1909 г.

— антологию «Das Gespensterbuch», 1913 г.

— антологию «Opowieści nadzwyczajne tom II», 1913 г.

— журнал «Der Orchideengarten. Phantastische Blätter. II. Jahrgang. Heft 3.», 1920 г.

— журнал «Weird Tales, March 1926», 1926 г.

— журнал «Great Detective, November 1933 (Vol. 3, No. 1)», 1933 г.

— журнал «The Creasey Mystery Magazine, July 1957», 1957 г.

— антологию «15 racconti misteriosi», 1971 г.

— антологию «Dying of Fright: Masterpieces of the Macabre», 1976 г.

— антологию «The Best Ghost Stories», 1977 г.

— антологию «Der Vampir: Gespenstergeschichten aus aller Welt», 1983 г.

— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1983 г.

— антологию «Cinemonsters», 1987 г.

— антологию «Олалла и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1991 г.

— антологию «Сказки американских писателей», 1992 г.

— антологию «Alfred Hitchcock's Tales of the Supernatural and the Fantastic», 1993 г.

— антологию «Tales of Horror and Mystery», 1993 г.

— антологию «Маска Красной Смерти», 1993 г.

«Продолжение следует», 1993 г.

— антологию «Сказки бессонных ночей», 1994 г.

— антологию «Король Чума. Американская готика. XIX век», 2001 г.

— антологию «The Best Ghost Stories Ever», 2003 г.

— журнал «Супер Триллер №15 (102)», 2006 г.

«Тёмные аллеи», 2007 г.

— антологию «The Screaming Skull and Other Classic Horror Stories», 2010 г.

— антологию «Таинственная проза», 2013 г.

— антологию «Вход и выход. Антология мистики», 2014 г.

— журнал «Искатель. Украина 2014`6», 2014 г.

— антологию «Chilling Horror Short Stories», 2015 г.

— антологию «Great Supernatural Stories: 101 Horrifying Tales», 2017 г.

— антологию «Классические Тёмные аллеи. Выпуск 3», 2018 г.

— антологию «Вампир», 2020 г.

— антологию «Вампир. Зарубежная классика хоррора», 2020 г.

— антологию «Наставники Лавкрафта», 2023 г.

— антологию «Постоялый двор двух ведьм. Страшные истории», 2023 г.

— антологию «Торжество тьмы. Страшные истории», 2023 г.


Экранизации:

«Призрак бродит по Европе» 1923, СССР, реж. Владимир Гардин

«Маска красной смерти» / «The Masque of the Red Death» 1964, США, реж. Роджер Корман



Похожие произведения:

 

 


Том первый. Поэмы, сказки
1901 г.
Таинственные разсказы
1908 г.
Избранные рассказы
1935 г.
Избранное
1958 г.
Полное собрание рассказов
1970 г.
Эдгар По. Избранное. Том 2
1972 г.
Стихотворения. Проза
1976 г.
Рассказы
1979 г.
Рассказы
1979 г.
Новеллы
1980 г.
Рассказы
1980 г.
Рассказы
1981 г.
Избранное
1984 г.
Золотой жук: Рассказы
1990 г.
Падение дома Ашеров
1990 г.
Олалла и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Сказки американских писателей
1992 г.
Собрание рассказов
1992 г.
Маска Красной смерти
1993 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1993 г.
Сказки бессонных ночей
1994 г.
Убийство на улице Морг
1994 г.
Черный кот
1994 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1995 г.
Избранное. В двух томах. Том 1
1996 г.
Маска Красной смерти
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. Убийство на улице Морг
1997 г.
Страх. Философские маргиналии профессора П. С. Гуревича
1998 г.
Маска Красной смерти
1998 г.
Полное собрание рассказов
1999 г.
Стихотворения. Рассказы. Эссе
1999 г.
Свидание
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Король Чума. Американская готика. XIX век
2001 г.
Золотой жук
2001 г.
Черный кот
2001 г.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе
2003 г.
Шедевры классической поэзии для юных читателей
2003 г.
Золотой жук
2004 г.
Колодец и маятник
2004 г.
Полное собрание рассказов в двух томах. Том 1
2004 г.
Маска Красной смерти
2005 г.
Маска Красной Смерти
2005 г.
Золотой жук
2006 г.
Рассказы
2006 г.
Рассказы и новеллы, поэмы и стихотворения
2007 г.
Рассказы и новеллы. Поэмы и стихотворения
2007 г.
Стихотворения. Проза (коллекционное издание)
2007 г.
Стихотворения. Проза (подарочное издание)
2007 г.
Колодец и маятник
2008 г.
Маска Красной Смерти
2008 г.
Падение дома Ашеров
2008 г.
Все рассказы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Рассказы
2009 г.
Рукописи, найденные в бутылке
2009 г.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе
2009 г.
Золотой жук
2010 г.
Рассказы
2010 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 7
2010 г.
Убийство на улице Морг
2010 г.
Эдгар Аллан По. Малое собрание сочинений
2010 г.
Падение дома Ашеров
2011 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2011 г.
Рассказы
2012 г.
Золотой жук
2012 г.
Падение дома Ашеров
2012 г.
Дом с привидениями
2013 г.
Полное собрание сочинений
2013 г.
Вход и выход. Антология мистики
2014 г.
Золотой жук
2014 г.
Маска Красной Смерти
2014 г.
Заколдованный замок. Сборник
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Призрак замка
2015 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Маска красной смерти
2016 г.
Черт на колокольне
2016 г.
Падение дома Ашеров
2016 г.
Рассказы
2016 г.
Мистические рассказы
2017 г.
Бочонок Амонтильядо
2017 г.
Падение дома Ашеров
2017 г.
Ворон. Полное собрание сочинений
2018 г.
Маска Красной Смерти
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Повесть о приключениях Артура Гордона Пима
2018 г.
«Падение Дома Ашера», «Рукопись, найденная в бутылке», «Колодезь и маятник» и другие произведения
2019 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Сказки таинств и безумств
2019 г.
Вампир. Зарубежная классика хоррора
2020 г.
Полное собрание рассказов и повестей
2020 г.
Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Рассказы
2020 г.
Его ужасное сердце. Самые известные рассказы Эдгара Аллана По и 13 новых историй по их мотивам
2020 г.
Мистические рассказы
2020 г.
Таинственные истории
2021 г.
Мистические рассказы
2021 г.
Маска Красной смерти
2021 г.
Безумие любви и смерти
2022 г.
Страж мертвеца
2022 г.
Постоялый двор двух ведьм. Страшные истории
2023 г.
Торжество тьмы. Страшные истории
2023 г.
Убийство на улице Морг. Мистические рассказы
2023 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2023 г.
Наставники Лавкрафта
2023 г.
Падение дома Ашеров
2023 г.
Торжество тьмы. Страшные истории
2023 г.
Убийство на улице Морг. Рассказы
2023 г.
Лигейя
2024 г.
Лигейя
2024 г.
Маска Красной смерти
2025 г.

Периодика:

Der Orchideengarten. Phantastische Blätter. II. Jahrgang. Heft 3.
1920 г.
(немецкий)
«Weird Tales» March 1926
1926 г.
(английский)
Great Detective, November 1933 (Vol. 3, No. 1)
1933 г.
(английский)
The Creasey Mystery Magazine, July 1957
1957 г.
(английский)
«Супер Триллер» №15 (102), 2006
2006 г.
Искатель. Украина № 6 2014
2014 г.

Аудиокниги:

Маска красной смерти
2003 г.
The Pit and the Pendulum / Колодец и маятник
2006 г.
Маска Красной смерти
2008 г.
Маска красной смерти
2008 г.
Классические Тёмные аллеи. Выпуск 3
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Nowelle
1909 г.
(польский)
Das Gespensterbuch
1913 г.
(немецкий)
Opowieści nadzwyczajne, tom II
1913 г.
(польский)
Tales of Mystery and Imagination
1919 г.
(английский)
Без дъх
1966 г.
(болгарский)
15 racconti misteriosi
1971 г.
(итальянский)
Dying of Fright: Masterpieces of the Macabre
1976 г.
(английский)
The Best Ghost Stories
1977 г.
(английский)
Der Vampir: Gespenstergeschichten aus aller Welt
1983 г.
(немецкий)
Der Vampir: Gespenstergeschichten aus aller Welt
1983 г.
(немецкий)
The Fantasy Hall of Fame
1983 г.
(английский)
Cinemonsters
1987 г.
(английский)
The Mammoth Book of Fantasy All-Time Greats
1988 г.
(английский)
Alfred Hitchcock's Tales of the Supernatural and the Fantastic
1993 г.
(английский)
Poetry for Young People
1995 г.
(английский)
Чорний кіт
2001 г.
(украинский)
Tales of Mystery and Imagination
2003 г.
(английский)
The Best Ghost Stories Ever
2003 г.
(английский)
Great Fantasy
2004 г.
(английский)
The Gold Bug and Other Tales
2006 г.
(английский)
Alone
2008 г.
(английский)
In the Shadow of the Master
2009 г.
(английский)
The Screaming Skull and Other Classic Horror Stories
2010 г.
(английский)
Chilling Horror Short Stories
2015 г.
(английский)
Золотий жук
2016 г.
(украинский)
His Hideous Heart
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Те, кто не впервые читает рассказы По, отчасти готов к восприятию. Если же это ваш первый рассказ автора — готовьтесь к нереальной фантасмагонии!

Так случилось, что в государство принца Просперо пришла чума. Такое бывало не раз, но наш герой решил избежать смерти. Он и около тысячи царедворцев заперлись за высокими стенами замка, чтобы уберечь себя от Красной Смерти. У жертв чумы наблюдались «острые боли», «внезапное головокружение» и кровавый пот. Как сообщается, чума убивала менее чем за полчаса. Просперо и царедворцам не было дела до страданий населения страны. Они решили переждать чуму в роскоши и безопасности за воротами, запертыми на крепкие засовы. Но человек предполагает, а Бог располагает... Однажды Просперо устроил для своих гостей шумный бал-маскарад, который проходил в шести разноцветных залах замка. Каждая зала была украшена и обустроена в своём специфическом цвете — голубом, пурпурном, зелёном, оранжевом, белом и фиолетовом. Была ещё чёрная комната, однако она отличалась по декорации окон — они были не чёрные, а алые, «кровавого цвета». В этой комнате располагались часы из чёрного дерева, которые каждый час начинали звонко и протяжно бить, вынуждая музыкантов остановить игру на инструментах, а гостей — танцевать. Лишь когда бой часов прекращался, веселье возобновлялось. Когда должно было пробить 12 часов, Просперо и царедворцы заметили незнакомца, одетого в рубище, похожее на саван. Лицо незнакомца было закрыто маской, изображающей разлагающийся труп и симптомы Красной Смерти. Ужасно разозлившись, Просперо потребовал от незнакомца назвать себя, но тот пошёл прочь от принца, принц бросился за ним с кинжалом. Незнакомец прошёл через шесть комнат, остановился возле последнего, чёрного зала и повернулся к принцу лицом, Просперо остановился, громко закричал и упал замертво. Гости набросились на незнакомца, но тот сбросил саван, под которым ничего не было. Все стали умирать один за другим, пока не осталось никого.

По сути, рассказ — сплошная аллегория на бесполезность человеческих попыток предотвратить смерть.

Писателю мастерски удалась показать атмосферу роскошного замка и страх от распространения чумы, хрупкие надежды людей на жизнь и всепоглощающий Рок.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я Вас приветствую опять

В красивой сказке,

Она залезет под кровать

В кровавой маске.

Она откроет Вашу дверь,

Пугая скрипом;

Она опасная, как зверь,

Схвативший бритву.

Протянет руку Вам она

В кровавых струпьях,

Весьма волшебная страна

Красивых трупов.

Но если станет не смешно —

Заприте двери.

Увидит в сказке каждый то,

Во что поверит.

© Вертер де Гёте

Рассказ был впервые прочитан в очень юном (особенно для таких историй) возрасте, и произвёл сильное впечатление; помню, как руки хотелось вымыть после книги: настолько ярко описана кровавая чума, что казалось, она может передаться с книжных страниц. Позднее перечитывал не один раз — превосходная аллегорическая история о неотвратимости рока и высшего наказания (это вообще конёк Эдгара По). Интерес к произведению также возрос после просмотра классической британской экранизации 1964 года с Винсентом Прайсом, впрочем, в фильме был введён дополнительный интересный мотив — мотив смерти-освободительницы, святости смерти.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Пир во время чумы»...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и чума пожаловала на пир собственнолично.

Классический сюжет и очень символический. Неумолимость смерти, от судьбы не убежишь, vita brevis, memento mori, и прочее в этом роде. И жуткие часы, своим звоном время от времени прерывающие всеобщее веселье, как бы напоминая всем о грядущей участи. Атмосферность и настроение, как всегда у По, переданы на высшем уровне.

Но есть еще одна вещь, которую хотелось бы здесь выделить отдельно: По отличный художник, в данном случае — «дизайнер интерьеров». Во многих его произведениях встречаются картины со странной и притягивающей эстетикой, и здесь они играют очень важную роль. Вся эта искривленная анфилада разноцветных комнат как бы скрывает своим изгибом то самое страшное будущее, спрятанное в комнате красно-черной. Последняя — истинный шедевр. Хотелось бы когда-нибудь побывать «вживую» в таком помещении. Я иногда думаю, что можно было бы открыть музей По, составленный полностью из странных и прекрасных комнат, встречающихся в его творчестве. А на входе сидел бы дрессированный ворон на жердочке и каждому посетителю говорил бы «nevermore»...

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фабула произведения давно раскрыта множеством рецензий и отзывов — сказано все, что только можно было сказать. Меня же интересует другое, а именно -личность князя /именно князя — переводчик, не мудрствуя лукаво, воткнул в свой труд «prince», хотя, как известно, это слово имеет два значения/. Просперо явно не наследный принц крови, но князь, правящий своим княжеством.

Мне удивительно видеть в отзывах столько негатива в его адрес — но что, в спрашивается, он мог сделать в условиях повальной эпидемии смертельной болезни? Остаться в метрополии и разделить участь подданных? Вот уж дудки. Князь сделал то же, что и библейский Ной в своё время — соорудил ковчег. Всего тысяча спасшихся человек, именно им предстояло впоследствии поднимать княжество из руин — затея авантюрная и трудно осуществимая, но... Князь был вынужден играть теми картами, что сдала сама судьба. И, нужно сказать, в замке он руководил весьма мудро. Пиры и танцы? А как ещё оградить от безумия, как не дать свихнуться людям, ожидающим решения своей участи — людям, потерявшим родных и близких? Князю было далеко не плевать на свой народ — это показывает сцена с появлением маски — был строгий ценз и поддержание морали, те самые часы с боем — лишнее тому подтверждение. Часы -это отдельная тема, эдакое memento mori — просто и в то же время гениально задуманное и исполненное.

Концовка же... Это нечестно. От слов «нет чести» — как нет чести в убийстве непобедимого рыцаря Баярда выстрелом в спину.

Князь должен был победить в этой схватке, и для меня он остался победителем. Я запомню его именно таким — властным и решительным, преследующим смертельно опасного врага. Даже если в качестве ultima ratio regis — всего лишь бесполезный кинжал в руке...

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрассная вещь от мастера.Вышел из возраста когда страшно читать сказки на ночь.Отмечу просто прекрасный стиль написания и постепенное нагнетание сюжета в каждой строчке,в каждом слове.Это надо уметь,так достоверно передать историю,чтобы читатель растворился в ней.Автору это удалось на все 100%.

Эдгар Алан По прекрасно показал нам,что во-первых как подло поступил принц Просперо бросив своих подданных на произвол судьбы и вместо того,что остановить приступ эпидемии чумы он со своими прикормышами прячется в монастыре и веселится на всю катушку,во-вторых что от судьбы не уйдешь и Чума достанет любого и в любом обличье.Здесь насмехаючись над всеми она является на карнавал в Красной Маске,маске смерти.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще в детстве этот рассказ потряс меня. По радио шел радиосериал из рассказов Эдгара По, и в качестве рекламы этого радиосериала зачитывали отрывок о зловещих часах с боем. Именно эти часы и оставили наиболее жуткое впечатление – не сам жуткий призрак болезни, но тягостное ожидание неизвестной, но неминуемой гибели.

Недаром рассказ привлекал поэтов-переводчиков – он поэтичен, словно стихотворение в прозе, и за счет этого при всей свое лаконичности очень сильно воздействует на читателя. Значение рассказа для мировой литературы переоценить трудно – мотивы его можно найти у многих фантастов, от Рэя Брэдбери до Дэна Симмонса. Жуткие же часы могли бы стать эмблемой понятия «саспенс».

Итог: ярчайший пример того, как гипнотическое воздействие поэтичного текста может вызвать куда больший ужас, чем многостраничные описания расчлененки.

Оценка произведению – 10 из 10 (шедевр).

Оценка «страшности» — 5 из 5 (шокирует).

Перечитано и отрецензировано благодаря теме «10 любимых страшных рассказов».

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ — если не любимейший, то уж наиболее запомнившийся — точно. И очень хорошо помню, с каким успехом рассказывала его подруге, когда мы ночью (!) шли по туннелям старобайкальской железной дороги с «умершим» фонариком... О, жутко было даже мне самой! Эффект был замечательный!

А читая при свете, восхищаешься очень сильным произведением. Неотвратимость и безжалостность смерти... жутко.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о неотвратимости Судьбы, Рока. От Красной смерти не спасут ни полная изоляция, ни монастырские стены. На публичный вызов, брошенный принцем Просперо, отвечает сама Красная Смерть. Рассказ Э. По вошел и в историю русской литературы — его своеобразно переосмыслил А. Белый в своем романе «Петербург», сделав сцену появления Красного Домино на петербургском балу, одной из ключевых в романе.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пусть сюжет предсказуем. Когда уже хорошо знаешь автора, иного ожидать не приходится. Тем не менее, интрига выдержана мастерски, развязка стремительна.

По нынешним временам рассказ вряд ли можно назвать страшным (разве для слишком уж чувствительных натур). Для своего же времени — безусловно, первоклассная страшилка.

Стилистически произведение, как и большая часть у По, безупречно. Подробные описания залов, интерьера рождают в воображении читателя картину происходящего лишь для того, чтобы подвести к кульминационному моменту и сыграть на контрасте. Так, по крайней мере, увидел это я. Картина финальной сцены предстала очень чёткой и ясной, будто я был свидетелем описываемой истории.

Рассказ хорош. Пожалуй, один из лучших среди мистических новелл По.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно непреклонная, неотвратимая апокалиптичность этой образцово-готической новеллы понравилась мне больше всего.

Холодный и отчужденный стиль повествования, склоняющий к раздумьям символизм, строгость и краткость – безусловная классика.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда от кого-то прячешься, может так случиться, что тебя уже ждут в твоём убежище. Бежать от судьбы бессмысленно, а игнорировать её непростительно.

Рассказ отличный. Пестрота красок, гротескные маски, игры теней — всё это завораживает читателя, ввергая его в фантасмагорическую картину происходящего праздника, который устроил один нерадивый принц, отгородившийся от ужасной болезни высокими неприступными стенами. Гостям весело, гости довольны — праздник удался. Но вдруг появляется незваный гость, которого уж точно никто не желает видеть. А ведь он тоже не прочь развлечься...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пир во время чумы... Не счесть сколько уже написанно произведений и нарисованно картин на данную тематику. И всё же По приносит что-то своё. Я думаю для того времени автор был весьма актуален. Нагнетание атмосферы ужаса и трагизма выходит из его пера бесподобными. Хотя для современного человека, воспитывающегося на более страшных и жутких образцах искусства, этот рассказ, конечно, может показаться слабоватым.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жуткая история. Правда, следует признать, что когда я читал этот рассказ лет в 14, было намного страшнее. Теперь же, закаленный просмотром всевозможных «ужастиков», криминальных новостей по телевизору, самой окружающей жизнью, — обращаешь внимание на другие составляющие этой истории: бесподобный слог, хороший перевод, лаконичность и, конечно, ключевая мысль рассказа — от Судьбы не убежать.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепные рассказ, который можно воспринимать двояко: на поверхности лежит обычный ужастик — то есть, конечно, блестящий ужастик, от которого в самом прямом смысле слова холодом по спине тянет, но в глубине скрывается философское понимание простой истины — смерть невозможно обмануть.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый рассказ По, прочитанный мною в детстве. Книгу рассказов По мне дала крёстная, при этом сказав «лучше не читай на ночь!». Но я, конечно же читал, когда уже стемнело...

Сейчас перечитал и получил удовольствие. Эта литература не подвержена старению.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх