Евгений Гаркушев «Кодекс чести»
Странный и страшный мир... Здесь население делится на граждан и жителей, на дворян, живущих по законам чести и обладающих правом драться на дуэли, и бесправных простолюдинов. Здесь Константинополь уже много веков входит в состав Российской империи, войны же ведут не солдаты, а аналитики.
Далекое будущее? Параллельная реальность? Никита Волков, гражданин и дворянин, привык считать этот мир своим. Но так ли это в действительности?..
В произведение входит:
|
![]() ![]() |
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 362
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2721 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 47%, что немного выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Звёздный Мост, 2008 // Лучший роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 16 марта 2025 г.
«Кодекс чести» — классическая альтернативно-историческая утопия. Как всякая утопия, роман дидактичен и демонстративен: он выстроен как экскурсия по сконструированному автором миру. Чтобы было, кому объяснять его устройство, есть иностранка. Она из Америки, где все иначе, да и образование тамошнее хромает, отчего она задает глупые вопросы. Между ней и ее местным другом и гидом непременно случится романчик. Для пущей увлекательности экскурсию сопровождают заговорщики и их наймиты. С ними герой-проводник разделывается при помощи шпаги, а уж в самой кульминации и из автоматической винтовки, которая хранится у него под кроватью, как у всякого военнообязанного.
Развилка между этим миром и нашим случилась, по всей видимости, при Петре Первом, который ввел дуэльный кодекс, обязав дворян разбираться меж собой исключительно шпагами, а не низким огнестрельным оружием. Благодаря этому удалось победить извечное русское хамство и раболепие. Всякого, посягнувшего на чужое достоинство рано или поздно ждала гибель. А запятнавшие свою честь лишались общественного статуса.
И вот уже в России постиндустриальное общество, компьютеры, мобильная связь, а по улицам до сих пор с клинками на перевязи ходят. Даже и не дворяне — институт дворянства упразднили не так уж давно вместе с монархией, но рядовые граждане. Правда, гражданство надо заслужить — в армии или на государственной службе. Гражданин любого, кто его оскорбил, может немедленно на дуэль вызвать. Ну и сам должен соответствовать, следить за своим поведением, если жить хочет. А кто не желает на себя гражданские обязанности брать, тот считается «жителем». Его и в армию не берут, и даже налог у него меньше, так что может спокойно себе где-то работать или предпринимательствовать. Такое «гражданское общество» напоминает романы Хайнлайна, но у того как-то без шпаг обходились.
Огнестрельное оружие для граждан и жителей под запретом, даже не у всех полицейских оно есть. Ежели появляются вдруг личности, ставящие себя своим поведением вне закона, то приезжают специальные «санитары» со снайперками и попросту их отстреливают, как в дивовской «Выбраковке». Однако преступный элемент все же проявляет активность — то армейскую винтовку у гражданина сопрет, то самострел из трубы сделает, как Данила Багров.
Главный герой в романе один, но единого цельного сюжета нет, вместо него три истории, изложенные в трех частях-главах. В первой главе чиновник ростовской управы Никита Волков водит по городу американскую гостью, летит с ней на экскурсию в Константинополь (это российский город еще с турецкой войны), подробно рассказывает о том, как устроена его родина и между делом отбивается от террористов из «монархического общества». Вторая часть ретроспективная — герой вспоминает, как после демобилизации служил помощником шерифа. Чтобы раскрыть опасное преступление, ему пришлось тогда отправиться на Гавайи и сразиться с опасными монархистами-сепаратистами (познакомившись попутно с жизнью этой экзотической российской губернии). В третьей части, издававшейся ранее как повесть «Жребий», рассказывается о том, как в мире кодекса чести ведут войны. При возникновении конфликта между двумя государствами в дело вступают военные аналитики двух сторон. Исходя из реальной обстановки и соотношения сил, они выстраивают сценарий возможных военных действий и намечают критическую точку, в которой развитие событий непредсказуемо. И тогда, вместо того чтобы бросать на смерть тысячи человек, устраивают военную дуэль между отрядами ограниченной численности, набранными из резервистов по жребию.
БорЧ, 30 сентября 2015 г.
Фактически роман состоит из трёх повестей, довольно плотно связанных между собой главным героем (и надо сказать, что его третья часть «Жребий» — уже неоднократно издавалась под тем же названием). В «развилке» этой альтернативной истории России — дуэльный кодекс Петра I, который запретил использование огнестрельного оружия. А шпага — обязывает не только искусству фехтования, но и «Кодексу чести», в то время как «пуля-дура» в реальной истории «выбила» слишком много лучших представителей дворянства. По предположению автора такое положение вещей привело к росту гражданской ответственности дворянства, а не к его постепенному моральному и духовному разложению как это было в реальной истории.
События книги происходят уже в ХХ веке, дворянство превратилось в гражданство и стало не наследственным, а исключительно личным. Остальное население — «жители», но не столь бесправные и забитые, как это почему-то преподносится в издательской аннотации. Не хочу дебатировать о плюсах и минусах подобного государственного устройства и логичности последствий, вытекающих из «фантастического предположения», но у меня сложилось впечатление, что автора (в первую очередь) привлекла мысль «растянуть» чисто приключенческую составляющую своей, в общем-то неплохой, повести «Жребий» на отдельную книгу. Поэтому история России от Петра до середины ХХ века описана как-то мимоходом и политическое построение общества выглядит, увы, несколько надуманным.
P.S. Вспомнились стихи Игоря Кобзева: «А всё-таки было бы хорошо, / Чтоб в людях жила отвага, / Чтоб каждый по городу гордо шёл / И сбоку блестела шпага! ... А совесть и гордость имели б вес / И, сдержанный блеском шпаги ,/ Никто бы без очереди не лез, / Тыча свои бумаги.» Думаю, что с этой «романтикой социалистического реализма» автор тоже знаком. Но романтическую идею, хорошую для пяти-строфного стихотворения, не так просто растянуть в роман. Кроме романтики, роману в жанре альтернативной истории необходима (как минимум) даже не только сама история, а, желательно, и ещё связанные с ней прикладные науки.
elsolo, 15 октября 2009 г.
Страшная книга. Если бы не понимал, спросил почему такое издают. Понятно что каждому овощу свой рот. Но неужели нельзя автору сказать и показать на банальнейшие ошибки. Ладно можно многое простите за интересное и легкое чтение. Увы это не тот вариант.
APN1968, 15 августа 2008 г.
Мне книга не понравилась.Читалась тяжело.Многое не понятно в сюжете.Язык скучный, персонажи черно–белые.Читать не советую.