fantlab ru

Анджей Ясинский, Дмитрий Коркин «Толлеус»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Оценок:
86
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5

Содержание цикла:


7.37 (145)
-
4 отз.
7.29 (88)
-
1 отз.
7.29 (28)
-

Входит в:

— цикл «Ник»


Издания: ВСЕ (4)

Толлеус, искусник из Кордоса
2016 г.
Толлеус. Изгой
2017 г.
Толлеус. Учитель — ученик
2020 г.

Аудиокниги:

Толлеус, искусник из Кордоса
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Голова упирается в небо, в груди бьется бессмертное сердце, у ног копошатся крошечные, никчемные человечишки, вполне пригодные для вылизывания твоих сапог и больше, пожалуй, ни для чего. В каждой руке – труп врага, голова одного уже откушена, второй ждет своего часа, впереди – вечность. Отлично, и что дальше?»

Джуффин Халли

***

Скажу сразу: цикл про Ника начинал читать не из желания посмотреть, как крутой попаданец начнёт строить всех вокруг. И даже не для того, чтобы посмаковать различие средневекового мировоззрения и свежих взглядов программиста XXI века. Знакомые посоветовали как книгу, где присутствует хорошо продуманная и детально описанная система магии, зная, что я неравнодушен к подобным вещам. Был ли я разочарован в целом? Пожалуй, нет. Но само это «пожалуй» предполагает, что и идеалом цикл про Ника я не считаю при всех его несомненных достоинствах. Попытки сделать «и нашим, и вашим» обычно легко превращаются в «ни нашим, ни вашим». В результате цикл, с одной стороны, подвергался постоянной критике читателей, дескать, мы фэнтези покупали, а не учебник по программированию/альтернативной физике. С другой же — в финале автор сделал каминг-аут, дескать, на самом деле я хотел показать не логичный мир магии, а становление и образ мышления персонажа, получающего практически богоравное могущество. Кхм, мне показалось или в переводе на простой народный это означает «очередной Марти Стью»?

В самом деле, несмотря на то, что автор умеет смотреть на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения — и это большой плюс цикла, — сам Ник как личность получился тем самым ходячим штампом, с которым удобно ассоциировать себя любимого, но на которого не слишком приятно и интересно смотреть со стороны. Мартистьюшность его не в том, что ему достался уникальный по меркам и Лунгрии, и Земли багаж магических знаний и умений. А в том, что любая деятельность — это «мозг и рука», вспоминаем старика Уэллса и его «Войну миров». Мозг и рука! Но современные фантасты на данный принцип зачастую плюют с высокой колокольни, в итоге получая... Скажем, в случае с Ником: мозг — о, да, вот он. Перед героем встаёт задача разработки нового заклинания, он эту задачу с блеском, но не без труда решает. Но рука, где рука? У него же практически отсутствуют какие бы то ни было ограничения по ресурсам! Для этого программиста весь мир стал суперкомпьютером, отрабатывающим его программу. Ты, главное, объясни мирозданию на доступном ему языке, что тебе надо — и получишь, что хочешь. А то, чего не можешь объяснить... тоже получишь. Если посмотреть на его отношения с девушками. Легко начинаются, без трагедий (ну, случай с могилой не считаю) заканчивающиеся, с идеально подходящей инопланеТяночкой в финале — вот тебе, парень, и приключения юности, и Вечная Любовь зрелости. А мы будем смотреть на злоключения твоих врагов и хихикать. А ещё — на попытки твоих «подопечных» понять, с кем они имеют дело. Для тебя же ведь это, увы, как бы не всерьёз: Лунгрия — потому что твой центр тяжести, твоё восприятие реальности — на Земле, в мире интернета, телевидения, демократии и космонавтики. А тут — забавный и полезный театр с гномами, эльфами и старым козлом архимагом. А Земля уже тоже не всерьёз — потому что ты маг, для которого не писаны законы ни уголовные, ни физические. И её обитатели для тебя — в лучшем случае, хомячки, которых ты холишь, чешешь за ушком, улыбаешься проделкам и позволяешь топать лапками по животу, но которых смешно рассматривать как равных. Прекрасно, а дальше-то что? Приходится уходить за горизонт, потому как трансформировать героя из титана магии в исполина духа, увы, не получится...

Однако что мы имеем в конкретно данной арке? Смена главного героя, на мой взгляд, существенно пошла циклу на пользу. Толлеус — не юный землянин, а пожилой магистр магического Искусства, однако он тоже мини-попаданец. Кордосец в империи Оробос. Тут ведь не просто «заграница» с другими законами и климатом. Как и обычный попаданец, он открывает новую для себя систему магии... будучи при этом адептом другой системы. Это было свежо и интересно. Производственный роман (а, по сути, вся арка — это один роман, просто разбитый на три тома: до Турнира, в дороге и в проклятой деревне)? И прекрасно! Любо-дорого посмотреть, как Толлеус решает сложные задачи исходя из ситуаций или пожеланий заказчиков. Последние, в свою очередь, формируются на основе домыслов о возможностях таинственного Искусства, а также знаниях о чарах, которыми Толлеус не владеет. В чём отличие от ситуации с Ником? А в том, что присутствуют и «мозг», и «рука». У Толлеуса полно идей, которые в принципе-то реализуемы... но отбраковываются. Не хватит маны, нужны специфические ресурсы, лично он не владеет нужным заклинанием, хотя в курсе, что таковое существует... Тут уже становится совершенно органичным даже ликбез по дефрагментации винчестера, замаскированный под рассуждения о специфике магического посоха. Толлеус — не Марти Стью. Есть победы, есть провалы, есть провалы, оборачивающиеся победами, есть падения в лужу на ровном месте. Сомнительные с точки зрения высокой морали поступки объясняются уже не отстранённостью героя от мира, а долей возрастного цинизма и отношением к Оробосу как к бывшему врагу, к жителям которого можно относиться по-человечески, но которому как государству ты ничего не должен. Даже левел-ап у него происходит достаточно органично — не резким увеличением собственной мощи, а вхождением в штат посольства, где начальник поделится секретом нового плетения, а курьер закупит и привезёт важный артефакт.

Отдельно позабавили «пляски» спецслужб. Если в случае с Ником они были вполне логичны, и ты смотрел на них снисходительно просто потому, что, как читатель, знаешь, кто такой Ник на самом деле, то в данном случае комизм достигается за счёт эффекта «высокого блондина в чёрном ботинке».

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх