fantlab ru

Роман Суржиков «Полари»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.85
Оценок:
1311
Моя оценка:
-

подробнее

Полари

Роман-эпопея

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 46
Аннотация:

Полари — мир древних традиций, идущих от Праматерей. Мир, более-менее сбалансированный внутри себя и не имеющий внешних врагов. В этом мире светит на небосводе лишь одна звезда, попасть на которую можно лишь после смерти. И вдруг в этот мир ускоренными темпами вторгается технический прогресс. Вводит его император-революционер Адриан, не считаясь с издержками вроде недовольства отдельных Великих Домов или загубленных человеческих жизней. Но на всякое революционное действие будет контрреволюционное противодействие. Книга о перипетиях борьбы традиций и прогресса, прошедшей по человеческим судьбам.

Для этого произведения есть карта:

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


8.49 (1976)
-
85 отз.
8.32 (686)
-
5 отз.
8.28 (663)
-
5 отз.
8.84 (1469)
-
24 отз.
8.15 (645)
-
2 отз.
8.70 (608)
-
5 отз.
8.27 (574)
-
1 отз.
8.76 (1299)
-
21 отз.
8.37 (223)
-
1 отз.
8.65 (543)
-
2 отз.
8.39 (526)
-
2 отз.
8.51 (402)
-
3 отз.
8.86 (1160)
-
23 отз.
8.57 (50)
-
2 отз.
8.32 (407)
-
2 отз.
8.64 (485)
-
4 отз.
8.67 (822)
-
14 отз.
8.75 (335)
-
1 отз.
8.86 (568)
-
27 отз.
  • Фантазии [Рассказы, действие которых происходит после завершения основного цикла]
8.47 (77)
-
 
8.52 (27)
-
2 отз.
8.42 (26)
-
8.67 (24)
-
8.62 (26)
-
8.60 (25)
-
9.05 (19)
-
8.39 (23)
-
8.74 (67)
-
1 отз.
  • Связано с миром Полари
8.13 (280)
-
3 отз.
8.26 (151)
-
1 отз.
8.43 (77)
-
1 отз.

Похожие произведения:

 

 


Стрела, монета, искра
2019 г.
Полари. Книга I. Стрела, монета, искра. Том I и II
2022 г.
Полари. Книга II. Лишь одна звезда. Том I и II
2023 г.
Полари. Книга III. Кукла на троне. Том I и II
2023 г.
Полари. Книга V. Люди и боги. Том I и II
2024 г.
Полари. Книга IV. Янмэйская охота. Том I и II
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Кукла на троне
2021 г.
Лишь одна звезда
2021 г.
Янмэйская охота
2021 г.
Люди и боги
2022 г.
Стрела, монета, искра
2023 г.
Тень великого древа
2024 г.

Аудиокниги:

Врата доверия
2021 г.
Глас Зимы
2021 г.
Говорящий с богом
2021 г.
Душа Запада
2021 г.
Кукла на троне. Том 1
2021 г.
Кукла на троне. Том 2
2021 г.
Лишь одна звезда. Том 1
2021 г.
Лишь одна звезда. Том 2
2021 г.
Небесный корабль и девушка
2021 г.
Плакса
2021 г.
Полезные люди
2021 г.
Янмэйская охота. Том 1
2021 г.
Янмэйская охота. Том 2
2021 г.
Ёлка епископа
2022 г.
Люди и боги. Том 1
2022 г.
Люди и боги. Том 2
2022 г.
Стрела, монета, искра
2022 г.
Те, кого мы прощаем
2022 г.
Теперь ты колдун
2022 г.
Хочу пони
2022 г.
Цена страха
2022 г.

Электронные издания:

Без помощи вашей
2016 г.
Лишь одна Звезда. Том 1
2017 г.
Лишь одна Звезда. Том 2
2017 г.
Кукла на троне
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Серия просто убожество, тупые герои, тупой автор, примитивный сюжет, где почти все понятно с первых страниц, половина книг это вода, которая не влияет на «сюжет» и добавлена просто ради объема, кто считает это самостоятельным произведением тот видимо никогда ничего не читал, куча плагиата с именами и названиями.

Сравнение с игрой престолов просто смешно, игра престолов это просто шедевр по сравнению с этим вот «произведением», у Мартина все в порядке с логикой и сюжетом, а у этого Суржикова просто набор глав, где персонажи меняются на 180 градусов просто потому что так автор с чего то захотел и логики в действих персонажей почти нет. Главный «злодей» понятен уже к середине второй книги, настолько автор не парился с тем чтобы хоть как то постораться и спрятать его, все его потуги перевести все на этого священика смешны до нелепости.

В общем уровень книг это детский сад, определенно автор не стоит внимания и цикл можно пролистать и забыть, второй раз читать нет никакого желания, настолько посредственная серия.

Почему данный автор так высоко в рейтинге непонятно, ничего оригинального в цикле нет, ворованные имена и названия, из оригинального, чего нет у других авторов только предметы, но в 5й книге после описания как они работают, становится понятно, что автор переиграл в дешевые компьютерные игры и не смог придумать ничего стоящего по управлению этими предметами, после главы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в которой тупого мечника учат как пользоватся перстом
просто появилось желание удалить это и забыть вообще, настолько этого убого выглядит и по детски..

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Напишу сразу главное: Полари — лучший русскоязычный цикл в жанре эпического фэнтэзи.

Захватывает с первой книги, оторваться невозможно. Не буду повторять все превосходные эпитеты про продуманность мира и реальность персонажей, об этом достаточно написано в других отзывах.

Вместо этого я хочу остановиться на том, что в цикле мне НЕ понравилось, ведь недостатки тоже есть.

Сначала общее. Первые книги это захватывающее складывание мозаики из различных кусочков, событий, поступков разных персонажей в разных линиях. Просто невероятно, как скрупулёзно автор уделяет внимание мелочам и то, что поначалу кажется проколом в сюжете, несуразицей, в какой то момент логично объясняется, хотя иногда это происходит в аж следующей книге.

Однако где то с Янмэйской охоты сам подход и общая направленность книг меняется в сторону динамики. Главное — быстрей быстрей, вперёд-вперёд, все куда то бегут, перемещаются между локациями, воюют друг с другом. Про игры разума и загадки уже забыли — боёвка и экшен.

Особенно хорошо эта видно в последней книге, которая вышла худшей из всех. Там проблема усугубляется еще и тем, что автор с хрустом через колено загоняет персонажей в свою эффектную концепцию —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все должны сойтись в финальной битве, а тайна мира раскрыться в последней главе

Задумка, вне сомнения, вызывает уважение, но как же утомляет следить за типа опасными приключениями, когда уже понятно к чему всё идёт.

Лично мне больше по душе первая половина цикла, конечно кому то важнее динамика.

Теперь по отдельным элементам, что не получилось:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Предметы и всё что с ними связано. Предметы в Полари это заменитель магии. Но у магии должны быть какие то ограничения, понятные читателю правила. В Полари же в любой момент может возникнуть неизвестный Предмет с совершенно внезапными характеристиками и неочевидными правилами использования. При этом Предметы описаны так, чтобы читатель не догадался, что они из мира SciFi, хотя комменты на сайтах показывают, что всё равно все догадались. Справедливости ради автор не злоупотребляет предметами.

Первокровь. Тут всё просто — лютый криповый криндж. Неясно настолько, что куча обсуждений было посвящено расспрашиванию Романа как происходит инициация, чем первокровь отличается от второкрови и как это вообще всё работает.

Виттор Шейланд в качестве Кукловода. Ну вот не подходит он для этой роли. Да, автор хотел показать зло как зло, это понятный подход, но проблема в том, что Виттор не выглядит злом. Слабый, скользкий, неуверенный персонаж, который ни разу за весь цикл не придумал чего то умного или хитрого (лучшее с ним — интерлюдия флешбек про цену страха, там хоть что то). Ну невозможно поверить, что за ним идут люди добровольно или что он ими хитро манипулирует. А Виттора много, очень много в последних книгах.

Вообще я думаю, что идея с Кукловодом появилась уже по ходу написания второй книги, изначально всё было проще.

Воскрешение Адриана. Вот просто зря, после чудесного спасения он творит какую то дичь

Ну и напоследок скажу страшное — не получился Эрвин.

Самый яркий, самый любимый персонаж цикла, с кучей фанатов-обожателей среди читателей, поклонников и особенно поклонниц к концу цикла превратился в какого то Мистера Совершенство.

У него тупо нет недостатков. Умён, ироничен, пользуется уважением мужчин и обожанием женщин, непобедимый командир на поле боя, гениальный стратег, способный где то посреди степи придумать план битвы, которая состоится через пол года, хитрый тактик, храбрец спасающий свою сестру, которую не мог спасти батальон кайров, тонкий дипломат, а в конце еще и крутой боец на мечах.

Нет ни одного дела, которое ему бы не было по плечу, он ни в чем не терпит неудачу.

Читаешь и думаешь — серьёзно?? Зачем настолько раздувать качества одного персонажа? В жизни не бывает таких людей, а в книгах это признак либо халтуры, либо намеренного подыгрывания фанатам.

При том что в начале цикла, особенно в первой книге, Эрвин был вполне хорош

Подводя итог — кто не читал обязательно читайте, цикл реально того стоит

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно я предпочитаю пожестче…;) Это я о степени затемненности фэнтези, а не о том, о чем вы подумали) Почему? Потому что люблю реализм. Считаю его вершиной литературного творчества. Мир должен отображаться в книге таким, какой он есть, без прикрас. И фэнтези тут не исключение, как и фантастика, как и любой досужий вымысел. Придумал мир — будь добр, сделай его убедительным, чтобы читатель поверил, что где-то, в каких-то параллельных вселенных он действительно существует в соответствии со всеми человеческими законами и законами природы. Темные века в истории человечества полны жестокости, и конкретно Средневековье — довольно суровый мир, где нет места особым сантиментам и слабостям, поэтому и от средневекового фэнтези я ожидаю того же. Отвечает ли этим требованиям цикл «Полари»? И да, и нет… Хорошо ли это? Неплохо… Понравилось ли мне при этом? О, да! Пожалуй, впервые я пошла на уступку своим принципам и приняла вместо темного фэнтези темную сказку, от которой невозможно было оторваться… Особенно приятно, что автор молодой, а это значит, что у него еще все впереди, и он порадует нас не менее выдающимися сагами, может быть, такими же волшебными и светлыми, а, может, и более суровыми и циничными со временем… Кто знает?

Почему это сказка? Потому что она мудрая и справедливая, потому что в ней торжествует добро, благородство, любовь, разум. Потому что главный герой (Эрвин Ориджин) — Мэри Сью, и я опять же впервые этому не противлюсь. Почему бы и нет? Идеальный стратег, который практически никогда не ошибается, идеальный благородный аристократ, который всегда держит слово и следует законам чести, с достоинством выходит из любых испытаний и с одинаковой иронией относится как к себе, так и к окружающим. Приятно верить в такого, приятно идти за ним в огонь и в воду, крушить непобедимых врагов, штурмовать Фаунтерру, защищать Первую Зиму, праздновать победы…

Несмотря на обилие довольно кровавых и жестоких сцен, на них все-таки не делается акцент. Они как бы проходят вскользь, не превращая хороших людей в моральных ничтожеств. Смерти тоже не становятся кровавым кошмаром, скорее, мудрым уроком. Пожалуй, все главные герои с достоинством выходят из уготованных им испытаний. Плохие получают по заслугам. Может, все они по-своему идеалы автора? Идеальные суровые воины, идеальные прекрасные дамы, идеальные мудрецы, идеальные правители (каждый по-своему), идеальные злодеи... В первых книгах это особенно бросалось в глаза, к концу акценты немного поменялись, добавились разные оттенки, контрастные краски, тем не менее, суть осталась прежней… Мне почему-то не хочется подробно останавливаться на каждом персонаже. Но ведь именно за персонажей мы цепляемся, когда нас цепляет книга в целом. Ну как было не проникнуться историями хитрого, но ранимого купца Хармана, благородного, но простодушного и гордого воина Джоакина, высокомерного и самовлюбленного, но не лишенного ума Адриана, доброй, мудрой и любопытной, но наивной Миры, сурового, но справедливого Джемиса с его верным псом, жертвенной и хрупкой, но сильной духом Ионы, жестокосердной и гордой, но бесстрашной Аланис, пронырливого и проницательного, но порой по-человечески мягкого Ворона, темного Пауля и светлого Нави? Даже в степниках и болотниках есть нечто такое… что по-своему заслуживает уважения и завораживает… Также линии Мартина и Виттора Шейланда заслуживают внимания и некоторого сопереживания.

В основе всего лежит, конечно, детективная составляющая, единая интрига, которая не ослабевает практически до последних страниц последней книги. Это, определенно, талант — до конца не раскрывать всех козырей, выдавать ответы на загадки дозировано, в положенных местах. Но что для меня особенно скрасило повествование — это легкий юмор и моменты теплоты и спокойствия в промежутках между страшными, жестокими, темными испытаниями… Чашечки кофе со сладостями в уютных кафе, украшенные к празднику города, балы, путешествия, военные байки у костра, притчи Судьи и истории Ворона, колкости Карен и Мэнсона, а также немножечко любовных сцен (совсем чуть-чуть, суровые мужики могут спокойно начинать читать, не краснея, — это не про романтику…;))

Что касается сюжета и вымышленного мира, то тут остается только молча снять шляпу и поклониться автору. Была проделана колоссальная работа, кропотливая и тщательная. Вроде, сколько всего уже написано на тему средневековых приключений и миров, но вы попробуйте все это закрутить именно так и сохранить при этом единую логику! Вы реально считаете, что цикл окончен? Ну да, автор его завершил, но очевидно же, что это та самая «Бесконечная история», которая будет существовать в голове каждого читателя, не лишенного воображения, во веки веков и еще долго будет его будоражить. К слову, и для себя автор оставил открытый финал и массу незавершенных сюжетных линий под вопросом. Историю можно продолжить. А можно остановиться и самим додумать, как сложится дальше судьба героев, тем более что выбор-то перед ними стоит глобальный — прямо сейчас к звездам или темные века долгих и трудных познаний, война или мир, быть или не быть?

Вот такие впечатления оставил цикл, который теперь всем рекомендую и даже немного завидую тем, у кого это захватывающее путешествие еще впереди)

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Немного в шоке.

Столько воды ВОДЫ, я давно не читал. С трудом продираюсь сквозь чащу описаний, метафор, описаний метафор.

Представьте себе что вводится новый третьестепенный персонаж, и 10-20 страниц идет описание его быта, как пьет, ходит и о чем думает, как он родился, как его называла мама, как его обидели в детстве и т.д. и т.п. И потом оказывается что это стражник, вся роль которого — это красиво умереть.

Зачем? Зачем я потратил полчаса времени читая его жизнеописание. Такой плевок в душу. Такое неуважение к читателю.

Почему нет цензуры? Ну почему нет грамотного редактора? Почему никто не остановил это графоманство?

Есть такой фильм голливудский, «Гений» про гениального издателя, который помогал рождаться писателям, при этом безжалостно резал рукописи, выжимая самую суть. Жаль что Суржиков не встретил такого человека.

Не получается погрузиться. Сложно увидеть мир. Сюжет размазан. Обидно. Жаль потраченных денег.

Иногда раз в 50 страниц, есть хоть какая-то динамика. Можно приостановиться, попытаться погрузиться вновь, не получается. Сложное чтиво.

Читаю по 1 предложению из абзаца, хватает 6 секунд на страницу))

Этот месиканский сериал, можно смотреть с любой серии.

Мне кажется Суржиков — писатель одного романа. Да, захватил в начале, с трудом плетешься до конца, но в следующий раз, видя новую книгу этого Автора, я пройду мимо.

ЗЫ.Хотите понять что вас ждет в этом романе?

Смотрите:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Больше всего развлечения давали ему две мухи. Первая находилась в комнате с самого начала. Она занималась всеми обычными делами, принятыми среди мух: билась об оконное стекло, ползала по грязной посуде, жужжала над ухом Джоакина, а порою садилась черной точкой на белый потолок и взлетала с него, чтобы вскоре снова сесть, но более живописно. Спустя день откуда-то явилась вторая муха и внесла разнообразие в будни землячки. Теперь им стало доступно множество совместных игр: бегать друг за дружкой пешком, гоняться в полете, плести в воздухе кольчугу из невидимых петель, дразнить лежащего Джоакина. Последнее они проворачивали с особым искусством: одна жужжала возле уха, а пока Джо пытался ее отогнать, вторая садилась ему на лоб и ползала, ползала, ползала в свое удовольствие.»

И вот таких абзацев там 5 из 6 [рукалицо]

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начал читать Полари. Польстился на хорошие отзывы на фанлабе. И, знаете, я в шоке. Никогда еще не испытывал такого отвращения.

Столько воды, столько тупых диалогов и ничего не значащих объяснений. Бессмысленных описаний бессмысленных мыслей.

Столько тупых обрубков и дешевых заманух, окончание главы типа «Он открыл письмо и глаза у него вылезли из орбит...» или «Они зашли и увидели...», и без продолжения. Не понятно что он там прочитал увидел или какое озарение его постигло. Только где-то через полкниги вскользь упоминается как само-собой разумеющееся.

Знаете, раньше были бумажные книги. Издатели. И были люди, которые считали деньги и не позволяли тратить драгоценное дерево на неинтересные книги. Сейчас же можно заниматься графоманством сколько угодно. Никто тебя не остановит, не обрежет. Как бы ни ругали цензуру, но она благо, только когда есть ограничение, только тогда талант начнет раскрываться. Только тогда автор будет искать способы вложить больше смысла в меньшее количество букв. Сейчас автора ничего не держит, и смысл теряется.

Как теперь доверять рейтингам?

Оценка: нет
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если коротко, то это лучший фэнтези-цикл, который я читал, тьма меня сожри!

А если подлиннее, то мой низкий повтор автору, который сумел написать 6 прекрасных, захватывающих, запутанных и напряжённых книг. Да, книги довольно объёмные, в них много описаний и разжёвываний разных тем. Но это, как ни странно, не напрягает. Я, хоть и прекрасно осознаю, что автор своевременно и красиво окончил цикл, был бы не против ещё 6 книг объёмом по 1 000 страниц. Автор создал действительно достоверный и прорисованный мир. И книга, которая начинается как какой-то альтернативный исторический роман по ходу действия превращается в фэнтези, а затем оказывается, что это по итогу смесь технофэнтези с научной фантастикой.

Герои, их тут много, они объёмные, живые, настоящие. И даже самому последнему гаду ты сопереживаешь и это, по-моему скромному мнению, и есть показатель таланта автора, когда он заставляет тебя сопереживать не только главному положительному герою (хотя чисто положительных героев в этих книгах вы почти не найдёте), но и злодеям. Потому что злодеи не картонные, а живые люди, со своей чёткой мотивацией и непробиваемой логикой.

По итогу, это один из лучших циклов, с лихо закрученным сюжетом, который не отпускает тебя, пока ты не перевернёшь последнюю страницу. А финал книги, это моё почтение. Настоятельно рекомендую всем любителям хорошего фэнтези к прочтению.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала цикл на одном дыхании. Всем своим знакомым, которые интересуются фентези рекомендовала еще до того, как цикл был закончен. Слог, герои, интриги, настроение у романов цикла те, что я так люблю. Да, начинаешь подозревать самое главное об устройстве мира еще вначале, да, конец остается открытым, да, объем цикла велик. Но лично для меня такие вещи никогда не были жирными минусами. Скорее плюсами.

Очень была удивлена плохими отзывами здесь, так как зачистую мое мнение совпадает с большинством отзывов на фантлабе. Всилу того, что фентези и фантастику я люблю давно и серьезно, перечитала я ее много, поэтому считаю себя довольно искушенным читателем. Тем сильнее мое удивление становилось после прочтения отрицательных отзывов. Но зайдя в профиль нескольких таких «критиков» перестала удивляться. У персонажей данных все отзывы отрицательные и словно под копирку. Может это связано с тем, что автор пишет на русском и практически самиздатом прямо вот сейчас, его книги сразу озучиваются и выкладываются в свободном доступе. И это кому то не нравится.

Так что если не хотите пропустить действительно стоящую вещь от русскоязычного автора, игнорируйте странные отзывы и попробуйте составить собственное мнение о цикле. Первой книги будет достаточно, чтобы все понять.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаю заминусуют меня фанаты. Но какое же занудное чтиво, какая скудная фантазия у автора, как много воды. Раз пять я пытался зацепиться, смотря на количество и качество оценок. Даже осилил первую книгу и даже почти дочитал вторую с пятой попытки и сдался. Надо быть очень не искушенным читателем что бы довольствоваться этим.

Зачем выдумывать новый мир, если он мало чем отличается от существующего? Зачем в него вносить магию, если она в зачаточном состоянии, что она есть, что ее нет. Развитие героев настолько ничтожное, что порой кажется, что я скорее состарюсь и умру, чем герой эволюционирует во что то более совершенное и интересное. Это самый переоцененный роман/цикл из всех, что я когда то встречал. Единственное его достоинство, на мой субъективный взгляд это «язык», он богат. Но на этом все достоинства и закончились. Можете начинать минусовать )

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рано или поздно вам обязательно попадётся рекомендация прочесть «Полари» Романа Суржикова. Правда, окажется, что это не отдельная книга, а приличных размеров цикл, и вдобавок, дебют начинающего писателя. Всё вроде бы указывает на ещё одну заурядную историю в фэнтезийно-средневековом сеттинге, которых, мягко говоря, немало. Но стоит только начать читать...

В какой-то мере сработает жанровая скидка: типичное окружение позволяет без труда освоиться. Замки, феодалы, крестьяне, церковь, и даже император — здесь всё традиционно. А вот династии, названные по именам основавших их когда-то Праматерей, да и сам обычай вести род по матери, а не по отцу — эта особенность привлекает внимание. Праматерей принято упоминать в установленном порядке, «по старшинству», так определяется влияние династии в обществе. И дело не только в самой идее, важнее насколько глубоко она «встроена» в текст: особо почитается священная (по количеству первых Праматерей) восьмёрка и производные от неё числа; по именам Праматерей названы монеты, их перечисление используют при счёте времени, и вообще упоминают при любом удобном случае. Всё это — качественно выполненная работа писателя, и её совсем не ожидаешь увидеть в «дебюте начинающего автора».

Но вначале привлекает даже не оригинальность замысла, а добротность, качество текста. Раз за разом попадается удачный образ или к месту применённый эпитет. Кроме того, у цикла есть как минимум ещё одно достоинство — персонажи. Вначале автор сам, намеренно, держит их в фокусе, отставляя развитие сюжета в сторону, хотя ввести действующих лиц в сюжет задача уже сложнее, чем вписать свои идеи в знакомый антураж.

Положительную оценку можно было бы ставить почти сразу — и всё равно нельзя просто так прекратить анализировать текст. Поначалу хочется на чём-то «срезать» автора, найти недочёты, справедливо не ожидая от новичка ничего выдающегося. Но здесь точно не тот случай: постепенно раскрывается и усложняется сюжет, происходящее подчинено строгой логике, у поступков героев обязательно есть мотив — всё это качественно выделяет «Полари» из массы подобной литературы. И даже больше: замеченная вначале добротность перерастает в глубокое погружение в тонкости. Отдельное внимание — к тому, как всё устроено: религия, военное дело, финансы и парламентская система. А ещё — разнообразные проявления технического прогресса, электричество — существуют же электрические поезда, своего рода «фишка» Полари.

Автор начинающий, до этого неизвестный — но с какого-то момента становится совершенно невозможно продолжать относиться к нему, как к начинающему. Постепенно Полари обретает черты довольно неудобного, жёсткого мира. В описаниях всё честно: средневековье как есть, с присущими тому времени неприглядными атрибутами. Войны, кровь, смерть — уж точно не романтическое фэнтези «по умолчанию», каким могло бы показаться вначале. И это неизбежно вызывает аналогии с Аберкромби, Мартином, Сандерсоном и остальными авторами «тёмного фэнтези». Можно спорить, насколько аналогии оправданы. Но главное — сам факт серьёзного сравнения начинающего писателя и мэтров фантастики, обладателей премий и многомиллионных тиражей. Стоит наконец принять это, убедиться что «Полари» выдерживает такое сравнение — и читательский скептицизм окончательно проходит. Можно уже не проверять текст, и позволить себя увлечь.

И не зря, ведь в тексте «спрятан» классический конфликт автора и читателя. Автор хочет многое показать, объяснить связь событий, причины поступков — чтобы в итоге мир получился цельным. Читателю же важно не потерять интерес к происходящему, не обращать внимание на «лишнюю» информацию, а только двигаться по сюжету. Удержание внимания читателя ровно до нужного предела, и то, как автор создаёт, а затем поддерживает этот баланс — самое главное достоинство цикла. Поэтому с одной стороны, «Полари» — это головоломные интриги и хладнокровная борьба за власть, а с другой — сомнения и спонтанность решений. Уверенность в своей правоте — и ошибки, вызванные такой уверенностью. Строгое планирование — и резкие повороты сюжета. При желании, можно ещё больше погрузиться в психологию персонажей, разобраться в мотивах. Или наоборот — изучить особенности ведения войн. Можно вдобавок воспользоваться картой (а есть официальная карта Полари) и выяснить, чем выгодно то или иное соседство, и насколько применимы разные тактические схемы. А можно просто читать — и всегда найдётся, на что переключить внимание.

Одно плохо: из-за подробных описаний объём информации растёт. И даже когда кажется, что мир уже достаточно полно описан, всё равно возникают новые сюжетные линии. По тексту видно, что цикл был продуман весь сразу, а значит, и эти новые знания даны не ради объёма. Вот только усваивается информация не так легко, как хотелось бы — нужен ещё один способ сохранить читательский интерес.

Настало время клиффхэнгеров — самого мощного и самого беспощадного приёма для удержания внимания. Они уже встречались в конце каждой книги, но перед финалом начали попадаться гораздо чаще — и снова вернули в фокус персонажей. В результате действительно эпичная картина финального сражения «дробится» на множество ракурсов, это позволяет легче осознать её масштаб. Но полной неожиданностью оказалось новое, ещё более глубокое отношение к персонажам — сопереживание. Даже когда приходилось отложить книгу, внимание так и оставалось «внутри». Непонятно как, но вне чтения постоянно находилось время подумать не только о дальнейшем развитии сюжета, но и о судьбе персонажей — и тем самым отвлечься от ежедневного хаоса. Это впечатление от цикла и от финала в частности, кажется, просто невозможно оценить.

Но финал всё равно удивил. Сама суть Полари всё это время находилась рядом, но вне поля зрения. Тем ценнее развязка — сюжетные линии сходятся в одной точке, и судьба всего мира будет решена... Вот только финал оказался нетипичным — открытым, что неожиданно для рационального мира Полари. Придётся уже самостоятельно, без автора, строить предположения, как всё могло бы случиться, искать в тексте подтверждение своих догадок. Дальнейшая судьба многих персонажей так и будет невыясненной — как плата за открытый финал. Из-за этого «послевкусие» от цикла останется очень и очень надолго — этого времени как раз хватит, чтобы полностью осознать концовку.

А потом автор удивил ещё раз. Пусть это не продолжение основного сюжета — он завершён. Но теперь есть «Фантазии» — личные истории персонажей, недостающие фрагменты этой истории. Лучшего завершения, пожалуй, и желать нельзя.

Читайте «Полари«! Хотя бы для того, чтобы убедиться, что та, самая первая рекомендация прочесть «цикл про феодализм, электричество и поезда» — она была не зря.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Учитывая, что Рутфус и Мартин так и не закончили начатое (и судя по кол-ву пройдённых лет не собираются), пожалуй, лучшей серии книг я еще не встречал. Герои очень хорошо прописаны, принимают умные решения, говорят умные слова, находят выход из сложных ситуаций. При этом живые и эмоциональные как обычные люди. Им сопереживаешь. Сюжет хорошо закручен, логичен, захватывающий. Интерлюдии к сюжету замечательные. Желаю вдохновения и всех возможных благ гениальному Роману Суржикову, а всем любителяи фэнтези рекомендую!

Оценка: 10
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, я именно тот, кто читает книги не для того, чтобы просто читать и наслаждаться слогом. Я ЛЮБЛЮ ФЭНТЕЗИ, а не развешенную в пространстве и времени болтовню. Вот за что я не люблю филологов — потому, что им не важна суть романа, а важно красиво почесать язык. Фэнтези в данном произведении составляет

дай бог 5 процентов от объема

Основной контент — вода, вода, вода, вода .... Терпеть не могу подобных романов. По моему мнению — 5 баллов максимум

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор начинал за здравие, а закончил за упокой. Больше половины книги — очень неплохое, местами отличное «темное фэнтази», герои — реальные живые люди, со своими страстями, ошибками и поступками. Нет ни одного откровенно слабого персонажа, про поведение, которого хотелось бы воскликнуть: Так не бывает. Со второй половины уровень произведения начинает падать. Во-первых, появились герои, без которых повествование вполне могло бы обойтись, потому что их пристуствие не решает никакой художественной задачи, кроме набора количества печатных знаков — могу назвать как минимум трех героев, которые прошли практически через всю книгу и про которых хочется спросить зачем они были нужны? ВО-вторых, как следствие того факта, что героев все больше и больше, автор не всегда знает что с ними делать, но все-таки пытается — темп действия падает, думаю, что если выкинуть половину второй половины — произведение от этого только выиграет. В-третьих, во второй половине появился герой (точнее говоря пришел туда из первой), про поступки которого все время хочется воскликнуть: Так не бывает! Не мог такой хороший парень стать таким негодяем. Однако, если бы этого не случилось — у автора бы тупо не хватило действующих лиц для всех сторон конфликта и не получилось бы закончить сей труд. Поэтому пришлось одному хорошему герою сменить команду.

Ну и самое главное — произведение, которое 80% своего объема было написано в жанре фэнтази, в последних 20% зачем то превратилось в НФ. Причем уровень этой НФ намного намного слабее того, что было написано в жанре фэнтази. Вообще последний роман откровенно слаб. Помимо обильно размещенных роялей в кустах и непонятно для чего нужной смены жанра, все время не покидает ощущение, что автор устал от своего произведения и поставил себе целью закончить его как можно скорее. Жаль.

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это лучшее, что со мной случилось в литературе за последние 5-6 лет. Невероятное по качеству проработки, языку, сюжету произведение. У этой серии есть только три минуса: то, что она кончилась; то, что пока не закончишь читать, будешь ходить не выспавшийся и то, что финальная книга недотягивает по качеству до начальных. Многие персонажи, которые развивались на протяжении всех книг, в последней, почему-то, стремительно деградируют.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот и все...)

Итак кратко и по-делу! )

1. Это кристально чистая, неубиваемая, неоспоримая оценка 10 от меня, за язык, за атмосферу, за настоящую литературу.

2. Я завидую тем, кто сможет прочитать все книги цикла одну за другой. Без перерывов.

3. Если в начале цикла, я искал аналогии, пытался сравнивать, то сейчас, закрыв последнюю страницу, с ответсвенностью заявляю: Суржиков ни на кого не похож )) У него свой фирменный стиль. И это здорово!

Очень жаль прощаться с героями.

Но я не прощаюсь с Автором.

Роман, огромная благодарность Вам!

Жду новых произведений...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полари завершён, и наконец-то можно высказать свои впечатления. Стоит заранее сказать, что качество текста я воспринимаю как должное, потому, несмотря на положительную оценку, в отзывах у меня почти сплошная критика.. Справедливая или нет — каждый решит сам.

Трудно понять, почему эпопея на 6к+ страниц заканчивается в стиле рассказа на 20 страниц с детективной объяснялочкой. Пришло на ум сравнение, будто после 4-часового полового акта мужчина сразу вызвал для девушки такси, не предложив остаться на ночь и даже не позволив сходить в душ. Так не делается. Куча новых сведений не должна подаваться просто как долг читателю, лишь бы он отстал — сведениям этим необходимо было искать применение в дальнейшем сюжете. Потому финал я вижу оборванным и скомканным (а не открытым). Кроме того, участь немалой части героев недосказана просто потому что. Вкупе с бедностью языка в последнем томепо сравнению с остальными (личные впечатления) это наводит на мысль о том, что автор устал и решил быстро завязать узлом все, что он нараскручивал.

О самом главном. Стиль автора не соответствует содержанию, что особенно заметно ближе к концу цикла. Автору очень не хватает умения писать серьезно и мрачно. В его рушащемся мире, где на каждом шагу поджидает гибель и вершатся великие дела, герои ведут себя как персонажи театра и балагуры, которые выучили свою роль, знают все наперед и совершенно не переживают. Грозят ножом или пытают? Ничего страшного не случится, будьте уверены! Неудивительно, что смертей гг и приближенных по ходу цикла почти нет. Автор даже считает правильным называть главы по кличкам героев, а главы эти тянутся до самого конца эпопеи.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К чему пугать нас смертью Ионы, если последняя глава от ее имени?

На каждую проблему у всезнающих героев тут же есть план, который почти точно сработает. Каждая интрига, каждое невзначай сказанное слово производит контролируемый с нужным результатом эффект бабочки. Эрвин без опыта войны побеждает всегда просто потому что так хочется автору. У Минервы похожий талант. Рядом с ними все великие умы превращаются в нпс. В минуты величайшей опасности оба они изысканно острят. Мне трудно себе представить ситуацию, когда вокруг все взрывается и взлетает на воздух, льется кровь и разламываются кости, а я вдруг начну думать, как бы мне пришедшую на ум иронию или сарказм облечь в утонченную форму (привет Мире на воздушном корабле и Эрвину при спасении сестры). На мир затрачено огромное количество сил и времени, за это автору большой поклон, и все бы хорошо, но вот это приподнятое шутлявое настроение, с которым подаются величайшие и грозные события, приводит в недоумение. Если приводить параллель — зачем писать про гибель Боромира и осаду Минас-Тирита в духе начальных глав Хоббита? Это не попытка в реализм, это плутовская пьесска, этому сложно сопереживать.

Отдельно стоит отметить кардинальные изменения характеров, когда это очень надо автору: кукловод, который славился спокойствием и флегматичностью, вдруг начинает вести себя, как истеричка при появлении Эрвина, умный Адриан, зная о способностях кукловода быть невидимым, тупеет и начинает излагать планы в открытом месте, Лёд — это порождение ада и тьмы из первых томов — вдруг становится обыкновенным человеком ближе к концу эпопеи, необыкновенно глупеет и Пауль.

По итогу цикл вышел все же хорошим, но не лишенным очевидных недостатков. Надеюсь, автор не станет купаться в лучах славы восторженных отзывов, а проведет работу над ошибками.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх