Рецепт прост, как картофель в мундире: нужно взять детскую сказку, вывернуть наизнанку, отсчитать лет сорок до начала и пересказать от лица другого персонажа. Такой вполне себе недурной маркетинговый ход, приманка для любопытных: вы тут сидите и ничего не знаете, а на самом деле было вот так! И пиши себе политическую сатиру о диктаторе Гудвине и движении сопротвления на чужом готовом материале, передвигай не тобой придуманных персонажей, как пешки по доске, сочиняй их биографии, связывай отношениями, крепче, ещё крепче. Добавь любовную историю, да попечальнее, чтоб дамы всплакнули и прониклись. Философские вопросы задай, желательно чисто умозрительные, об истинной природе зла, например, или о душе и сознании - для интеллектуалов, чтобы не заскучали. Размажь события во времени тонким слоем: вот что было - а потом прошло 15 лет, потом случилось это - и прошло ещё пять, вот снова что-то произошло - и ещё семь лет вон...
Это один из тех увлекательных и неглупых романов, которые читаешь с удовольствием, а потом, закрыв книгу, спрашиваешь себя, будто проснувшись: что такое я сейчас прочитала, и главное - зачем?
Конечно, можно развлекаться поиском исторических аналогий, литературных заимствований, сравнением с оригиналом и «Волшебником Изумрудного города», но в итоге от разочарования не спасает даже это.
Думаю, дело в том, что ведьма получилась у Магвайра законченной неудачницей. Столько энергии, таланта, характера, порывов и посупков, но все впустую, а в итоге – смерть от рук девочки из другого мира, которая просто хотела домой. Все же я предпочитаю романы, в которых герой раскрывается и меняется, достигая чего-то, или всё теряя в итоге, это уж как повезет. Здесь вроде бы и потери налицо, но всё же потерять и упустить – очень разные вещи. Ведьма как-то именно упустила, прозевала все свои возможности и в итоге саму жизнь, а это очень грустно. Слишком похоже на действительность, и потому ужас как печально, банально и скучно.
Сатирический роман, а значит и смешно, и горько, а потом уже и совсем не смешно. И детская сказка здесь уже совершенно ни при чем.