Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер «Гонки по вертикали»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
История противостояния следователя Стаса Тихонова и вора Алексея Дедушкина, рассказанная от имени каждого из героев.
В 1971 году в журнале Огонёк печатались главы из первой книги неоконченного романа. Полностью роман вышел в 1974 году.
Входит в:
— цикл «Следователь Тихонов»
— журнал «Огонёк №51 1971», 1971 г.
— журнал «Искатель 1974'2», 1974 г.
— журнал «Искатель 1974'3», 1974 г.
Экранизации:
— «Гонки по вертикали», СССР, 1982 // реж. Александр Муратов
- /языки:
- русский (18)
- /тип:
- книги (13), периодика (3), самиздат (1), аудиокниги (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Zellenitell, 13 мая 2025 г.
Есть такие фильмы, где хорошие актеры исполняют одновременно две (три, четыре, иногда и больше) роли, и в каждой из них они совершенно разные. При хорошем сценарии и крепкой режиссуре зрелище это завораживающее.
Братья Вайнеры в этом произведении тоже исполнили две роли, повествуя от лица совершенно противоположных персонажей. Благо таланта и мастерства им было не занимать, что позволило пойти на такой немного сомнительный, на мой взгляд, эксперимент. Да, психологические портреты героев получились убедительными; да, их заочное противостояние захватывало (в отличие от очного: и вербально, и физически инспектор оказался неубедительным), но отчего же при чтении примешивалось легкое чувство досады?
Эта книга была написана на 3 года позже «Минотавра» (за который я поставил 8 баллов) и она абсолютно разрушила уверенный образ следователя Тихонова.
Во-первых, он почему-то помолодел — там было 32-33 года, здесь ровно 30. Во-вторых, резко потерял аппаратный вес: там он докладывал напрямую генералу-комиссару МУРа, здесь всего лишь начальнику отдела подполковнику Шарапову, который в «Минотавре» отсутствовал вовсе. Ну и конечно матерый сыщик, превратившийся в мешок психологических проблем родом из далекого прошлого — еще один странный штрих к портрету. И это после того, как он в прошлой книге раскрыл кражу века — вернул государству и всей мировой культуре ценнейшую скрипку! Да еще своими руками переловил всех преступников. Он наверняка стал героем публикаций, причем не только отечественных.
И после такой минуты славы мы наблюдаем за душевным стриптизом одинокого молодого мужчины с сильными общественными принципами («воровать нехорошо!»), но с плохо устроенной собственной жизнью. Его не любят женщины, его тяготит слишком энергичная трижды замужняя мать, он даже плохо обращается с оружием и слаб в рукопашной схватке. Аллё, Братья, это точно тот самый Станислав Тихонов?!
Если бы как-то было обозначено, что события в «Гонке..» происходили раньше, то тогда бы воспринималось все легче и понятнее. И возраст, и субординация, и другие ямки-кочки. Но нет, напротив, на последних страницах вскользь упоминается персонаж из «Минотавра» по фамилии Белаш, а значит хронологически романы идут как написаны.
А что же вор Батон? А вот Батон как раз хорош. И уделал он, как было сказано, инспектора оба раза при личной встрече уверенно, что аргументами, что кулаками. И хоть спалился он по глупости, разместив издевательское объявление в газете, но даже глупость эта была обусловлена характером и прошлыми поступками.
В книге много еще нестыковок, связанных с Шараповым, но тут уж остается только стиснуть зубы и молчать. Видать все же, скрупулезность в деталях не самая сильная черта писателей Вайнеров.
kavarkad, 4 мая 2025 г.
Видимо, авторы считают это хорошей историей о следователе (в самом начале следователь спрашивает подругу почему о них хороших книг не пишут), но детективом или трилером это назвать не получается. Это что-то вроде мелодрамы. Но без баб. Самокопание двух мужиков пополам с размышлениями о жизни: милиционера и преступника. У одного полно мыслей об отце, который умер очень рано, а у другого о своей неблагополучной семье.
А следственных мероприятий — кот наплакал. И половина из них под соусом размышлений о законности и справедливости.
Mishel5014, 18 декабря 2017 г.
Одна из вершин советского милицейского детектива.
Здесь, конечно, нужно понимать: милицейский детектив — это не менее условный жанр, чем американский вестерн. Но как раз «Гонки по вертикали» — это кроме произведения детективного жанра еще и отменная психологическая проза, и роман конфликта мировоззрений двух очень разных людей. Следователя Тихонова и рецидивиста Дедушкина. Ироничного справедливого парня Стаса и озлобленного циника Лехи. Которых судьба настолько сильно сталкивает между собой, что этот конфликт уже становится чем-то глубоко личным.
Для этого романа рамки жанра, безусловно, тесны. Особенно мне понравились моменты, рассказывающие о том, как Леха Дедушкин «дошел до жизни такой». О его поганом семействе. О житейской мудрости этих людей-крыс, от которой жутковато.
- Если человек глуп — его надо обмануть.
- Если человек некультурен — над ним надо смеяться.
- Если человек подл, будь подлее его вдвое.
И невольно думаешь о том, насколько актуальны эти заповеди для множества успешных по нынешним понятиям «хозяев жизни». Да уж заодно и о связи вороватого мещанства с фашизмом тоже упомянуто по теме, когда Шарапов (уже заслуженный милицейский генерал) говорит Дедушкину: — Жил бы ты лет на двадцать раньше, вышел бы из тебя отменный эсесовец...
А ведь и правда.
И вот еще что — если детектив периодически хочется перечитать, уже зная, чем все закончилось — это первосортный детектив!
Mickey, 10 июля 2017 г.
Скажу банальность, но это ярчайший пример, когда надо сначала читать книгу, а потом смотреть фильм. Никогда бы не подумал, что так понравятся произведения братьев Вайнеров. Всегда казалось (только из-за фильмов), что это нетривиальные детективные боевики, а тут, просто взахлеб Эру Милосердия и сейчас очень было сложно оторваться от Гонок по Вертикали. Насколько богатый, незаурядный язык повествования, глубочайшая философия обычной жизни. Сюжетные качели, переходящие от героя к герою, отлично дополняют интригу. Великолепный роман.
ii00429935, 15 декабря 2011 г.
Самое интересное в этой книге не расследование преступления, а психологическая дуэль следователя Тихонова и вора по кличке «Батон». Вообще «Гонки по вертикали» нетипичный для советской литературы детектив. Братья Вайнеры попытались разобраться в психологии преступника, а потому в романе два рассказчика. В части глав — любимый герой Вайнеров Стас Тихонов. Ну а то, что непосредственно связано с жизнью и метаниями Батона, он рассказывает сам. При этом тонкую грань между сочувствием преступнику и его оправданием братья Вайнеры (мастера старой школы!) не переходят ни разу.
По мотивам «Гонок...» был снят хороший телевизионный фильм с Андреем Мягковым и Валентином Гафтом в ролях соответственно Тихонова и Батона. К сожалению, двойственность, заложенную в романе, в кино передать не получилось, и что-то важное было утеряно...
sergej210477, 31 октября 2022 г.
Понравится тем, кто любит советские детективы.
Потому что, нужно понимать, что в данной книге, как классике этого жанре есть несколько специфических моментов:
- Реализм тут довольно своеобразный. Т.е. жизненная реальность такова, какой она просто обязана быть. Добро всегда побеждает Зло. Преступление обязательно будет раскрыто, ибо, ну конечно, истина всегда выйдет на поверхность. И, Закон — это святое! Ну, и, из этого следует, что советский милиционер (следователь, прокурор, оперуполномоченный) — это кристально честный и чистый человек. Единственный возможный недостаток которого — как и свойственно всем людям, он может ошибаться. Но, брать взятки, выбивать из подозреваемых признание, пойти с преступником на сделку, вообще, нарушить каким образом закон — об этом даже подумать нельзя! А вот преступник — совсем плохой человек, нет в нем ничего светлого и доброго, и, быть не может. Изгой общества, пережиток прошлого. Вечно пьяный, с разбитой мордой и злобной усмешкой. Злодей. Преступление будет раскрыто. Злоумышленник пойман и предан в руки справедливого закона. Чёрное и белое. Борьба Темной стороны и Светлой стороны.
- Наверное, советский детектив и этот роман не исключение, обязательно, содержит в себе некий набор моральных норм и ценностей, которые непременно нужно донести до читателя. Истины прописные, но, без них книга не будет иметь воспитательной ценности. Ну, например, такие тезисы, что воровать — плохо. Что лучше честная бедность, чем жизнь в роскоши, но, с нечистой совестью. В общем — лекция на тему: «что такое хорошо и, что такое — плохо».
Но, меня эти моменты не раздражают.
Кроме того, в данном романе интересна не столько детективная линия, сколько, противостояние преступника и сыщика. И, оба главных героя вышли яркими и интересными.
Понятно, что вор «Батон» сказочный персонаж. И, следователь Тихонов уж слишком идеален. Это — собирательные образы. То, каким должен быть советский «страж порядка», и, как просто обязан выглядеть классический преступник, как вымирающий и деклассированный элемент.
На мой взгляд, этот роман чуть пониже уровнем, чем «Эра милосердия», «Визит к Минотавру», и «Лекарство против страха». Но, тем не менее, для меня — это «золотая классика», написанная братьями Вайнерами.
Наверное, можно сказать, что роман устарел. Давно уже нет советской милиции, методы преступников и сыщиков совсем другие, да, и, по-моему, нравственные идеалы людей несколько сместились. Социалистическая законность и правосудие в капиталистическом обществе, как мне кажется, почему-то, очень отличаются друг от друга...
Впрочем, книга мне, по-прежнему, нравится. Немного наивная, но, добрая.