Герберт Уэллс «Облик грядущего»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика | Утопия )
- Общие характеристики: Социальное | Антивоенное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира
- Возраст читателя: Для взрослых
Эпическое произведение, рисующее развитие человеческого общества от ужасов всемирной войны к единому миру под надзором учёных и попыткой выйти в космос, на фоне переживаний обычных людей, которые стали участниками этих удивительных событий.
Роман, на котором основан сценарий: https://fantlab.ru/work187146
Является сценарием для фильма:
— «Облик грядущего» / «Things to Come» 1936, Великобритания, реж. Уильям Кэмерон Мензиес
— «Очертания грядущего» / «The Shape of Things to Come» 1979, Канада, реж. Джордж МакКован
- /языки:
- русский (3), английский (1)
- /тип:
- книги (3), другое (1)
- /перевод:
- С. Займовский (3), М. Лорие (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 19 апреля 2025 г.
Прим. вызванное чтением комментариев.
Я 10 лет с хвостиком проработал в НИИ, результаты работы которого действительно успешно двигали вперед предприятия всей отрасли.
Достижения были не только очевидны — они еще и приносили материальную прибыль (в долларах США, так как большая часть высокотехнологической продукции шла на экспорт). Ну там по миллиону баксов с каждой проданной установки. В баксах образца 1984 года.
Но в результате перестройки и ускорения все это пошло прахом, и сейчас на месте того НПО давно стоят жилые дома (а те миллионы сейчас зарабатывают китайцы)
Дело не в ученых и не в науке — дело в том, кто управляет этими учеными и наукой...
1001, 19 апреля 2025 г.
Очень необычный фильм был снят по этому сценарию — смотришь его, и все время вспоминаешь «Конец вечности» Азимова и тот финальный твист с посланием из прошлого в будущее (у Азимова это контур ядерного гриба, опубликованный в журнале в доядерную эпоху).
Но это все мелочи по сравнению с аналогичными фишками из этого фильма (жаль, нельзя вставить скриншоты сюда)
1. Оператор сидит за плоским монитором, на котором отображаются буквы — сходство с десктопом поразительное, разве что размер букв подкачал — ну так это кино, зритель их тоже должен прочитать :)
Напомню, что фильм был снят в 1936 году, когда и такого понятия как ЭВМ еще не существовало, да и первую программируемую ЦВМ Конрад Цузе создал только в 1941.
2. Человек и ребенок сидят перед телевизором с плоским экраном диагональю свыше 55 дюймов.
3. Беседа двух персонажей, один из которых сидит за столом. На столе в кредле стоит смартфон современных пропорций, на экране которого отображается второй человек, стоящий перед столом (тыловая камера смарта работает :)
Забавно, что когда я смотрел этот фильм в первый раз (уже в цветной версии) и засек этот момент — смартфонов такой формы еще не существовало, они появились позже.
По сравнению с этими штучками азимовский ядерный гриб выглядит сущим пустячком (благо грибовидная форма бывает и у обычных, достаточно мощных взрывов — я такой однажды видел своими глазами (авария на ТЭЦ)
А вот описанное выше — как для 1936 года ну очень крутое предвидение :)
Далее. У Уэллса вроде как предчувствие второй мировой... но нет, при внимательном анализе можно заметить, что ВМВ там проскакивает как мелкий эпизод, а речь , в основном, идет о войне холодной (которая таки местами была горячей — в Корее, Вьетнаме и далее, не исключая и Афгана и современности).
Более того, мы, в текущей реальности — еще не дошли и до середины этого фильма...
Ну, тут однозначно можно сделать вывод, что именно Уэллс и является наиболее выдающимся фантастом ХХ столетия (да и ХХI, похоже, тоже)
(о чем я начал догадываться еще в школе, читая «Россию во мгле», где автор оказался умнее и прозорливее своих критиков (Ильич не исключение :)
Единственный, с кем его можно сравнить — это Станислав Лем, но у последнего практически все удачные предсказания связаны с кибернетикой.
У Уэллса же наблюдается невероятная широта правильно угаданных тем.
(Жюль Верн был отличным писателем, но почти все его идеи были взяты из современной ему научно-популярной литературы и это очень заметно :)
(Кстати, «Роковые яйца» Булгакова — это таки тоже Уэллс, по основной идее, см. «Пища богов» :)
god54, 8 августа 2018 г.
Лично для меня очень трудно читать сценарии из-за специфики написания текста практически одними диалогами с указанием имен. Это сбивает с ритма, отвлекает, раздражает, замедляет темп чтения и т.д. и т.п. К тому же идеи, которые выдвигает автор лично мне абсолютно неприемлемы. Особенно идея, что к власти придет наука, а уж она-то наведет порядок и двинет общество вперед. Хотя я сам ученый, но я насмотрелся на этих умельцев от науки на государственной службе, в роли управленцов и чиновников — полный провал, беспомощность, авантюризм, бесполезная трата огромных средств, абсолютный бред и глупость... Их близко к управлению обществом подпускать нельзя. Вполне возможно фильм бы и смотрелся, но скорее всего на один раз.
Тимолеонт, 29 апреля 2021 г.
Эта тема уже неоднократно затрагивалась Уэллсом — разрушенный ужасной войной мир постепенно исцеляются целенаправленным трудом, построенном на научных принципах. Многое можно сказать об авантюризме и недопустимости учёных ко власти, но практически то же самое можно сказать и о подавляющем большинстве современных политиков, к науке никакого отношения не имеющих. Уэллс же принимает за постулат то, что человечество должно развиваться не хаотично «как получится», а на основании научных данных и прогнозов. Мысль не новая, не бесспорная, ясное дело и я сам сильно сомневаюсь в целесообразности такой идеи, но среди фантастов 20го века она была очень популярна. И их можно понять — насмотревшись, к каким катастрофам, бреду и абсурду привели Человечество профессиональные политики, они всего лишь пытались найти альтернативные пути развития.
В целом же история, думаю, неплоха. Мне не слишком нравятся читать сценарии и абсолютно неясно, чем руководствовался редактор собрания, помещая в него именно киносценарий, а не исходную книгу. Тем не менее — сюжет хорош, а герои хорошо выполняют свою роль. Но да, не возникло ни малейшего желания посмотреть экранизацию).
keellorenz, 25 ноября 2022 г.
В принципе это редкий пример годной экранизации… но не собственно произведения Уэллса, а романа Стэплдона «Последние и первые Люди» (с которым Уэллс был знаком). Мотив погибающей в войнах, а потом возрождающейся из руин цивилизации явственно списан из вышеупомянутой книги (вплоть до некоторых характерных мелких деталей) — узнается известный эпизод с гибелью 1 цивилизации 1 вида людей. И важно отметить, что апокалипсис подан эпично, с подробностями и деталями, придающими читателю чувство ужаса от осознания хрупкости нашего мира перед угрозой глобальной войны. Один из лучших сценариев/НФ фильмов в истории. Так и надо снимать фильмы о человечестве как едином потоке людей в океане времени. Актуальность фильма подтверждена, увы, уже многократно.