Нил Стивенсон «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
В мире недалекого будущего гениальный ученый, нарушая закон, создает интерактивный учебник для воспитания «идеальной леди». Но совсем случайным образом эта интерактивная говорящая книга-букварь попадает к маленькой девочке Нелл из деклассированной семьи. Кем станет Нелл в будущем и как сложится ее дальнейшая судьба — вот то, что предстоит узнать читателю…
Действие книги происходит через два поколения после романа «Лавина».
«Алмазный век» был переведен для издания в этой серии: https://fantlab.ru/series1316 и не вышел в 1998/99 гг из-за краха рубля с 6 до 26.
Входит в:
— цикл «История будущего»
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1996 // Роман | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 1996 // Роман НФ | |
лауреат |
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1996 // Роман | |
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1998 // Зарубежный роман года | |
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Зарубежная книга (США) | |
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Научная фантастика (США) |
Номинации на премии:
номинант |
HOMer Awards, 1995 // Роман | |
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1996 // Роман | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1996 // Лучший НФ-роман . 2-е место | |
номинант |
Прометей / Prometheus Awards, 1996 // Лучший роман | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1996 // Роман | |
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1998 // Зарубежный роман (США) | |
номинант |
Премия «Италия» / Premio Italia, 1998 // Зарубежный роман . 2-е место (США) | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第33回 (2002) // Переводной роман | |
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2018 // Переиздание года (США) |
- /языки:
- русский (5), английский (1)
- /тип:
- книги (5), самиздат (1)
- /перевод:
- Е. Доброхотова-Майкова (5)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
neli mustafina, 20 февраля 2025 г.
С трудом прочла ( мерси — аудио); что это было: сказочная фантастика, ода нанотехнологиям или начало матричного века человечества — столько тут намешано...
Маленькая девочка волею судеб оказалась «испытательным полигоном» для воспитания посредством компьютера-азбуки-жизни, который(ая) подстраивался под моменты жизни девочки, т.е. у него была некая связь. Связь эта поддерживалась рактерами, т.е. они могли влиять на воспитание.
Рактерами могли быть кто угодно... И в случае Нел её воспитательницей оказалась бывшая учительница (можно сказать от бога).
Книга о том как в жизни девочки из неблагополучной семьи, её возмужание и восхождение из принцесс в королевы, воспитание играет главную роль...по моему — это самое важное. Ну а антураж — жизнь в 2100 году, когда есть матсборники — и не надо заводов и фабрик. Матсборники есть даже у самых нищих (да, нищета и преступность никуда не делись).
Однако эти же матсборники послужили основанием для протестов китайского населения, когда было уничтожено не только производство, но и сельское хозяйство (маловероятно, конечно).
И начинается нечто похожее на зверства чанкайшистов, когда они поубивали не только коммунистов, но и белых господ, вольготно живших тогда в Шанхае...
Впрочем, Нел была не единственной, обученной «сказочной азбукой», кроме неё ещё две девочки — дочь одного из белых господ виков, и дочь инженера, (а потом с подачи китайских чиновников — около 200 девочек, выброшенных нищими родителями). Все они прошли разный путь обучения, и впоследствии пути их пересеклись. Однако Стивенсон указывает: никакие деньги (да и сама книга) не так важны как человеческое участие и воспитание заинтересованным лицом, здесь — это Миранда, бывшая учительница.
Кроме того автор тут придумал нечто вроде (даже не знаю как назвать) матрицы? коллективного разума, объединенного нановирусами, почему-то переселенного в пучины океана, нет не в воде, а в некие тоннели под океаном, — барабанщики, — которые общались посредством секса (все со всеми, неважно с кем), где нановирусы сновали в секреторных жидкостях, обновлялись и РУКОВОДИЛИ этой вакханалией...
Нел предстояло придумать антивирус, чтоб спасти свою воспитательницу-мать и разрушить замыслы алхимика-Хакворта, создателя азбуки. Вот такие переплетения.
Их много.
В одном месте Хакворт называет Фиону — внучкой. В другом месте — она уже дочка его.
Миранда — воспитавшая Нел...как она попала к барабанщикам? Непонятно...
Сам Хакворт — этот гений одиночка...судьба его непонятна тоже, как и его дочери.
Осталось много «концов», вопросов и чисто технических недоумений. Не всё понятно и с нановирусами — если их так много, что Гарт даже умер от этого, почему Нел они не задели?
Непонятно почему за основу взят Китай, что с остальными странами? Королева Виктория — она где? Откуда? Хотелось бы знать что пишут об этой истории сами китайцы (если она публиковалась у них); пришло на ум, что страны «королевы Виктории» сбывали матсборщики Китаю, не делясь с технологиями...(потому и нет заводов)
А в остальном — очень всё живописно, сказочно.
Anthony_W, 28 мая 2024 г.
Основная сюжетная нить романа строиться на том, как у маленькой четырёх летней девочки Нелл из неблагополучной семьи, неожиданно оказывается интерактивная книга-учебник. Книга представляет из себя компьютер, который понимают происходящее вокруг и развивает ребенка через рассказы, сказки и истории. В аннотации к книге сказано, что эффект от нахождения на руках этого «букваря» окажет существенное влияние на историю региона. Действительно ли эффект от книги и истории вокруг нее настолько показателен и понятен читателю?
На самом деле, если в вкратце пересказывать завязку сюжета – у девочки Нелл оказалась книга, которая была предназначена для дочки обеспеченного изобретателя. Судьба распорядилась иначе, поэтому книга была похищена и подарена девочке Нелл. На долгие годы книга станет не только учителем и воспитаем ребенка, она заменит девочке мать. Это ключевая канва сюжета, которая немного видоизменяясь попробует оставаться такой же до финальных строк.
Нил Стивенсон начинает играть с читателем разбивая историю обилием новых частей. Мы узнаем судьбы многочисленных персонажей, множество деталей из жизни окружающего мира, большое количество исторических хитросплетений. К огромному сожалению все это является совершенно ненужная и никаким образом не влияющая информация. Автор увлечен возможностью собрать красивый мир, включить в него немного жестокого реализма и водить все новые и новые сюжетные истории. Иногда строки прыгают в несоответствии масштаба происходящего. Вот только что перед нами открывают важность тысяч человек, а тут идет бойня всего с несколькими десятками участников, действия и победа которых никаким образом не повлияет на сюжет. Тем самым мир не кажется цельным и интересным. У Стивенсона хватает запала начать рассказывать новую сюжетную линию, которая красочно развивается и буквально через десять страниц разваливается. Наверное, это такой хороший прием, который прекрасно работает на людей с очень короткой памятью.
Основная сюжетная история про обучение девочки – это то немногое в чем сохраняется последовательность. Девочка растет и ее желания меняются. Меняется тон книги, слова. Девочка учиться новым поступкам и манерам поведения. В определенный момент копии книги оказываются ещё у нескольких девочек, за которыми мы можем проследить на определенном временном отрезке их жизни. Вот здесь Стивенсон совершает ещё один важный сюжетны просчет. В тот момент, когда девушки обретают совершеннолетие наличие у каждой из них такого персонального учебника, не сказывает на их успехе. Главное, что именно определяет характер девушек и их окружение, а книга оказывается лишь приятным развлечением, потому что изначально у каждой из девочек будет своя судьба.
Расстраивает и то, что роман «Алмазный век» при обязательной сюжетной истории про наставничество совершенно ничему не учить читателя. Нет важных мыслей, не рассказаны пути как прийти к результатам, нет опыта, который можно использовать. Тогда зачем эти огромные тексты про нанотехнологии и программирование, если тема обучения, о которой так много написано в этой книге является лишь бутафорией для описания приключений. Возможно в этом романе по задумке Стивенсона главное — это хаотичные приключения длительностью с рекламный ролик.
drenay, 18 сентября 2013 г.
Ну не знаю, может быть Нил Стивенсон и гений как его называют, но меня он абсолютно не впечатлил. Можно было бы все списать на то, что это не мой автор и он тяжел для моего восприятия. Но подождите, есть авторы и с куда более глобальными идеями и сложными мирами! Тот же Станислав Лем, Вернон Виндж, Питер Уоттс. Но книги этих авторов я прочел и остался доволен ими. А роман «Алмазный век, или букварь для благородных девиц» я не смог осилить до конца. Честно, прочел три четверти книги и забросил. Сюжет. А его просто нет. Есть набор персонажей, живущих только по им понятным законам. Повествование очень сумбурное и разглядеть смысл практически невозможно. Я понимаю, что пистолеты вживленные в башку и вшивание кредитной карты в височную кость это революционно, но нельзя же плодить одни идеи, принебригая сюжетом.
В итоге имеем:
Сюжет: как таковой отсутствует
Идеи: их много. Очень при очень много!
Персонажи: присутствуют. В том то и дело, что только присутствуют.
Стиль написания: рваный стиль.
Обычно я в своих отзывах пытаюсь немного раскрыть сюжет, заинтересовать и заинтриговать будущего читателя. Но здесь я бессилен. Как я могу сделать развернутый отзыв если ни хрена не понял!
Рекомендация: на любителя!
ismagil, 21 января 2013 г.
Пластмассовый мир победил, потому что пластмасса оказалась нанотехнологическими алмазами. Из них строят острова, замки и новую жизнь, спокойную, сытую и гарантирующую каждому нищеброду похлебку и крепкие штаны. Нищеброды качают мышцы, копят гроши на лобометы и с завистью косятся на элиту, впавшую в новое викторианство – с цилиндрами, веерами, позволяющими отмахиваться от туч вирусов-шпионов, и расфуфыренными детками в кружевах. Самому видному джентльмену мало кружев – он намерен вырастить из дочки безусловного лидера Вселенной. Обеспечить это должна созданная по слову джентльмена интерактивная книга, уникальная и единственная в своем роде, которая научит, воспитает, да и просто спасет. Лидер, понятно, может быть только один – но тотальное шпионство нового мира уничтожило тайну как класс, а книга нужна многим отцам. В том числе отцам наций.
Стивенсон гений, и это диагноз. Он напоминает расслабившегося Гойю, который проминает тонкую моторику на тетрадном листочке, штучно отделывая всякую клетку. Причем за каждым завитком незримо болтается отдельная развесистая история, и автор готов выдать ее по первому требованию, в деталях и запахах – но кто ж потребует. Читателю бы с текущим нарративом справиться да успеть поймать слом характеров и эпох. Знакомство с историей слегка помогает – в конце концов, где Виктория, там и восстание боксеров, а где верхи не могут, там и низы с красной книжечкой. Еще помогает блестящий перевод Екатерины Доброхотовой-Майковой – если я правильно понимаю, именно с «Алмазного века» она позволяет Стивенсону говорить по-русски – всем нам на радость, переходящую в счастье. Все равно расслабляться читателю нельзя – алмаз играет и слепит, но в стукалку победит по-любому.
Плотную изощренность письма можно было бы списать на талант, опыт, любознательность и изощренность автора – кабы не проклятый школьниками фактор поднимаемых проблем. «Алмазный век» формально считается продолжением «Лавины» и даже содержит пару замаскированных ссылок на нее. Но «Лавина» — это пусть сложновывернутая, но почти линейная история типовых трикстеров в гипермодернизированных обстоятельствах. А «Алмазный век» — это вдумчивое исследование феномена далеко идущей стратегии, обреченной на провал по определению. Потому что каждый практический шаг чуть-чуть, да отличается от расчетного и чуть-чуть иначе воздействует на объект, который находится в уже чуть-чуть ином положении.
Не бывает букваря без красных флагов. И выпускницам Смольного приходится выбирать не платье для бала, а оружие для ближнего боя.
Звание благородной девицы обязывает.
Lavrin, 16 августа 2010 г.
Итак решил таки взяться и за Алмазный век.На форуме посоветовали таки читать ибо Лавина меня,мягко говоря,не впечатлила.
Алмазный век и вправду другое произведение.Сумбурный слог остался,но тем не менее общая картина более менее ясна.Может благодаря переводчице?Немного неинтересное начало с дурацкими «лобомётами» не понравилось,а дальше пошло,как по маслу.Клёво описано викторианское общество,совсем круто описаны трущёбы и особенно удались нанотехнологии.Всё это очень и очень правдоподобно и вполне возможно в будущем вещи из натуральных компонентов будут на вес золота.Молодец Стивенсон.Теперь я понял почему его так уважают и называют «твёрдым» фантастом.Короче за первую половину(или даже две трети)можно ставить десятку....
Но,увы,на этом роман не заканчивается.Не читавшие роман,пропускайте мой отзыв!
Не понятно с какой радости Нелл после учёбы в викторианской школе очень строгой,после годов с учебником для !!благородных девиц!! направляется в Китай из благородного викторианско-аристократического общества и устраивается в бордель!!!Может кто-то здесь и видит логику,но этот кто-то точно не я:gigi:Толк был в букваре?Она и без него в борделе очутилась бы.А так она в нём очутилась,как леди(какое противоречие!).Да и вообще последняя треть на редкость скучна и неинтересна.Все эти сюрреалистические басни про барабанщиков,которые годами только и делают,что сношаются.А как кушают интересно?Ну да ладно.Было написано,что информацией обмениваются через жидкости,и тут же сказано,что у всех средства контрацепции медиатронные:gigi:Басни,в общем всё это.
Ну и идея с самим букварём.Она-то весьма интересная.Но подача оставляет желать лучшего.Зачем там рактёр,если он всё равно читает то,что пишет для него букварь.Сейчас уже можно любой голос синтезировать,а что в те времена-то!Какие-то совершенно сюрреалистические сказки посредством которым героиня учит азы программирования:gigi:Да это же курам на смех!А какая идея была!Электронный медиа-букварь,как самоучитель для высоких леди!Это ведь могло сделать книгу шедевром социальной фантастики.А в итоге пшик....
Политика со всеми этими кулаками описывается вскользь.Какие там страны где и почему понятно далеко не сразу,приходится выискивать фрагменты и перечитывать.Какие еще кулаки?Зачем?В конце Нелл,которая чуток поучилась в букваре у динозаврика и мышки самообороне,рвёт в клочья вооружённых мужиков!Курам на смех-2.
Ну и тут упоминали,что много сказок в букваре описано.Сначала был несогласен,но в конце с королём-койотом и машинами Тьюринга уж точно переборщили.
Всё-таки роман я добил,в отличии от Лавины...Первая половина меня очень впечатлила,от второй же наоборот воротит(это ж надо какой контраст-то!).За вторую половину балла 3.В результате общая будет 6.У Стивенсона без сомнения есть талант,личность он оригинальная.Надеюсь,Криптономикон и Барочная трилогия меня не разочаруют.
Отмечу ужасную туалетную бумагу в издании за 2008 год.АСТ в своём репертуаре:super:
С.Соболев, 14 мая 2008 г.
Недаром Нила Стивенсона называют «Артуром Кларком компьютерного века»: практически на каждой странице походя автором рассыпаны изумительные инженерные решения в области образования, вооружения, средств связи, медицины или развлечений.
Еще любопытней (интересней даже, чем техническая бижутерия) у Нила Стивенсона показан новая модель мирового устройства:
«Информационные технологии избавили культуры от необходимости владеть конкретными клочками земли; мы можем жить где угодно. Общий Экономический Протокол определяет, как это делать».
В двух словах этот ребус «Мир без границ» и не объяснить, у Стивенсона на это намеками и примерчиками аккурат полкниги ушло.
Например, одна из господствующих культур взяла себе для подражания Викторианскую Англию. Имя Александрины Виктории (годы жизни 19 мая 1819 – 22 января 1901, королева Соединенного королевства Великобритании и Ирландии с 1837, императрица Индии с 1876), ассоциируется сейчас с укреплением морального авторитета короны, экономической, военной и политической мощью Империи. Канонизировав лучшие черты английского XIX века в воспитании детей, военном искусстве и дипломатии, англичане конца двадцать первого века добились и аналогичного статуса на геополитической арене. У них даже новая королева опять Викторией зовется.
Кстати, «Алмазный век» уже не первый утопический экскурс в викторианскую Англию. Год назад у нас был переведен роман Брюса Стерлинга и Уильяма Гибсона «Машина различий» («The Difference Engine», 1991) (Екатеринбург, «У-Фактори»), где тоже антуражем использована сильно идеализированная, альтернативно-историческая Англия XIX века с паровыми компьютерами. А десять лет назад выходил совершенно нехарактерный для Гарри Гаррисона роман «Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!» («A Transatlantic Tunnel, Hurrah!», 1972) – опять же, прославляющий Великую Британскую Империю, сохранившую владения в Америке.
Особо стоит отметить перевод «Алмазного века». Современная переводная фантастика много теряет из-за спешки, но данный текст выверен в лучших традициях. Поразительно, что даже ирония, встречающаяся в тексте, совершенно не портит общую серьезную тональность произведения. Шутки органично вживлены в текст и воспринимаются как должное, а не как притянутый анекдот для оживляжа. Может быть, большая половина успеха этой книги у русского читателя – аккурат заслуга переводчицы Екатерины Доброхотовой-Майковой.
Manowar76, 22 марта 2024 г.
Медиатронный нанопанк
Вот это мир! Какое-то запредельное количество убедительных подробностей. Иногда кажется, что писатели были в том мире о котором они пишут, и не придумывают, а вспоминают. Тут как раз такой случай.
Почему «алмазный век»? Нанотехнологии сделали производство алмазов максимально дешёвым.
Гимн потенциалу нанотехнологий. Попытка представить себе социально-политическое устройство мира будущего: несмотря на декларацию, что людям лучше всего объединяться в филы по культурному признаку, получилась всё равно сегрегация по национальности.
Да, в этот шикарный мир встроена ещё и история Нелл и её Букварь. Несмотря на артикулированный «хай тек лоу лайф», после прочтения хочется воскликнуть — «Мир не без добрых людей«! Что ни персонаж — то сплошь букет добродетелей. Даже Доктор Икс — главный мафиозо, он же мандарин Поднебесной, и то в промышленных масштабах спасает жизни. Перед Нелл же, после того, как она вырвалась из ада собственной квартирки, населенной дружками матери, жизнь просто расстилается ковром. Ну и хорошо.
Интонационно и сюжетно роман похож как брат-близнец на «Некровиль» Макдональда. И технологическое допущение похоже, и кульминация в виде массовых беспорядков, и завораживающая продуманность и глубина мира. Стивенсон чуть приземлённый, но самую малость.
10(ПОТРЯСАЮЩЕ)
Angvat, 13 июня 2017 г.
Написать хорошее, запоминающееся фантастическое произведение не так уж и просто. Один автор может прописать живых персонажей, но его мир вызывает тысячу «почему?» Другой же может прописать интересный мир, с кучей деталей, но населять его будут блеклые личности, чьи имена испаряться из вашей памяти сразу же после прочтения.
«Алмазный век» — пример как раз второго случая. Когда я читал эту книгу, у меня складывалось впечатление, что я читаю не обычное художественное произведение, а какое-то очередное расширение какой-то настольной киберпанковской РПГ. Все признаки налицо. Сперва идет динамичный пролог, оканчивающийся для героя этого самого пролога традиционно плачевно. Затем начинается основной костяк сюжета, где автор старательно вырисовывает мир будущего, снабжает его необычными деталями и населяет различными персонажами. Но при этом у нас нет ни четкого основного персонажа, ни центрального сюжета, да и в принципе повествование достаточно рваное. Ей-Богу, переворачивая последнюю страницу, я был готов увидеть приложение с характеристиками героев и игромеханикой этого самого букваря и других техно-новшеств.
В общем как эдакая «книга-пособие» для выдуманного мира «Алмазный век» неплох. Разве что иллюстраций не хватает. Но автор зачем-то выпустил его в виде обычного художественного произведения, и в таком виде итоговая оценка ему будет достаточно средняя.
Демьян К, 21 мая 2015 г.
Самое удручающее в этой антиутопии — что при всех гигантских технологических изменениях человек ничуть не изменился: так и бьются в далёком и несветлом будущем одни банды обезьян с другими за пресловутый Lebensraum — просто одни вроде бы умные («новые викторианцы») и воюют с помощью новейших технологий, а другие — вроде бы глупые («кулаки» и прочие) и предпочитают грубую физическую силу. Т.е. за всё долгое время нано-НТР господа из высших страт так и не удосужились заняться изменением природы человека, всё какие-то костыли пытаются для него придумать, которые якобы могут помочь ему стать лучше (тот же Букварь; живо вспоминается нелепая идея АБС про Всеобщую Теорию Воспитания, которую они безрезультатно пропагандировали всю свою жизнь). Самое печальное с точки зрения художественной в данном тексте — его какая-то совершенно несвойственная Стивенсону неряшливость — читать иногда просто физически неприятно. Ну и самое ужасное, что можно вынести из данной книги — при внимательном её прочтении — то, отдельные проявления чего можно было заметить и в других книгах автора — это его тотальная ксенофобия. Причём ксенофобия не национальная, а, скорее, интеллектуальная («культурная»)... Ибо все эти теории про то, что «одни люди лучше, а другие хуже», «одни вещи лучше, а другие хуже», подкреплённые сказками про девочек, одним махом семерых здоровых мужиков побивахом, — практически ничем не прикрытый расизм. По молодости думал почему-то, что умные люди не могут быть ксенофобами, не говоря уже — фашистами... Жизнь, увы, внесла свои коррективы... Англосфера (одно из самых любимых словечек Стивенсона) ухитрилась вскормить и вспоить целый класс интеллектуалов, которые несмотря на весь свой интеллектуализм по сути своей являются пещерными ксенофобами — и что тут удивляться тому, что все интеллектуалы (ну или почти все) англосаксонского мира обеими руками аплодируют любым попыткам своих властей вбомбить кого-нибудь в каменный век? Ведь тамошний интеллектуал прекрасно понимает (и получил он это с теми самыми «нанозитами» и вместе с материнским молоком): чем меньше претендентов на кусок хлеба в мире (а вбомбленным обычно не до претензий), тем больше будет у тебя, такого крутого интеллектуала, твой личный кусок хлеба с толстым слоем масла и икры... У меня и раньше были подозрения, что премию «Локус» дают только за глубоко «правильные» произведения. Данный случай в очередной раз в этом убеждает: Стивенсон рисует мир, в котором тамошние интеллектуалы жить хотят... Не важно, что остальные там перебиваются с нанориса на наноквас — главное, им, таким умным и продвинутым, будет хорошо и уютно в их тщательно отгороженных от остального мира «филах».
SergUMlfRZN, 13 сентября 2007 г.
Как бы научная фантастика. Но самом деле повествование написанное на волне интереса к нанотехнологиям, но на самом деле от них в книге только название, подкреплённое псевдонаучной трескотнёй. Так и задаёшся вопросом — неужели в наши дни для написания НФ уже не требуется знания предмета хоть чуть-чуть выше обывательского уровня? Ищущим главных героев — просьба не беспокоится — таковых здесь нет, а есть только действующие персоонажи и изложение происходящего от третьего лица. Может быть ГГ является само общество?.. но нет — дикий дисбаланс описанных технологий и несоответствие их социально-экономическому состоянию описанного мира отметает и это предположение. И вообще — социально-философские модели соответсвуют интелектуальному уровню малышей, играющих в песочнице, но изложенны в далеко не в детском литературном стиле. Идея обучающих игрушек впервые прочитал в «Все тенали бороговы», интерактивный компьютер в виде книги в «Дорожных знаках», а летающие нанотехи — в «Непобедимом». Но при всём вышеперечисленном, если абстрагироваться от авторских ляпов в технологиях, демографии, экономике и социологии книга вполне читабельна, если не учитывать провальную концовку, которая и не могла быть другой при нарисованной автором модели общества... Самая сильная сюжетная линия = Нелл + Миранда, но как мало выделена ей места!
FixedGrin, 17 ноября 2011 г.
Свободное продолжение «Лавины» (нигде, впрочем, не сказано об этом прямо, но встречается пара толстых намеков на отвязную скейтершу И.В.).
Безумный китайско-викторианский маскарад в нанопанковой обертке, больше приличествующей Строссу, чем Стивенсону — но тем не менее очень сильная вещь. Сказки, которые Букварь рассказывает Нелл, читались с неослабевающим интересом, они как головоломка, кроссворд наоборот: разгадав потаенное содержание очередного эпизода в походе принцессы на край света, примерно понимаешь, чего стоит ожидать от следующей главы, как тут же получаешь утку в лицо — конфуцианское правосудие судьи-гангстера, герцогский замок с машинами Тьюринга и, конечно же, постапокалиптические картины гибнущего под натиском маоистов Автономного Шанхая.
Характерно, что единственный персонаж, по духу и букве отвечающий классическому киберпанку, появляется лишь на краткое время в самом начале романа: тем самым Стивенсон как бы отрекается от принесшего ему славу течения и вступает на землю неизведанную, Арендованную Территорию посткиберпанка, которая в конечном итоге разродится такими роскошными деликатесами, как «Криптономикон» и «Анафема».
Также стоит отметить, что в этом романе впервые у Стивенсона поднимаются темы квантовой природы человеческого мозга и возможностей коллективного разума. Первая потом развернется во всю ширь в «Анафеме», а вторая еще ждет убедительной реализации, поскольку, на мое субъективное мнение, линия Барабанщиков и сексуально-симбиотическое рабство Хакуорта совершенно мутные и лишние.
Igolo4ka, 12 декабря 2019 г.
Безудержный полет фантазии — насколько это хорошо? Сложный вопрос. Прочитав «Алмазный век» хочется однозначно ответить, что в этом нет ничего хорошего. Воображение и фантазия суть инструменты в руках творца и должны быть послушными в той же мере, в какой творец должен виртуозно уметь с ними обращаться. В «Алмазном веке» какое-то безумное нагромождение идей и технологий, начиная от социальных структур и их философских обоснований и заканчивая различными нано-роботами. О, эта приставка «нано-«! От нее просто рябит в глазах. Нанотехнологии это панацея и божество будущего, альфа и омега всего, в каждой бочке затычка и объяснение ВСЕМУ! Очень много «нано-«, слишком много, чрезмерно. Я теперь не хочу читать литературу, в которой есть потенциальная возможность встретить хотя бы упоминание о нанотехнологиях.
По сюжету все как-то очень сумбурно и непонятно происходит. Вроде бы читаешь книгу про взросление и становление персонажа, про то, как представитель одного из низших слоев общества с помощью грамотной обучающей программы идет вверх по социальной лестнице, а также растет морально, нравственно и т.д. Но что-то тут не так. Сказка. Да, обучение через сказку — логично в отношении ребенка. Но пардоньте, когда у нас уже 16-летняя девушка учится в академии, изучает историю, естествознание, общественные науки (не помню, что там насчет прикладных было), то логично предположить, что тут Букварь станет для нее не РПГшкой, а собеседником в размышлениях и дискуссиях на сложные и неоднозначные политические, социальные, философские и тому подобные темы. Но нет же! Нелл отстраненно продолжает прокачку своего персонажа в интерактивной игре. И вроде бы ясно, что сказка есть аллюзия на реальную жизнь героини, что одна из основных линий романа и заключается в этом мистическом взаимопереплетении и -проникновении реальности и виртуальности букваря. Вроде мурашки должны по коже... но нет, их просто нет. Как-то не складывается картинка, не доведена линия до конца, нет апогея, за которым наступил бы долгожданный катарсис.
Еще Букварь дает Нелл много практических знаний. Но они остаются за бортом, Нелл их не применяет на практике. И речь не о боевых искусствах, а о более бытовых вещах. Мне дали вывод — Нелл чертовски самостоятельна и обладает навыками выживания, а также смекалкой, чтобы хитро использовать эту «тележку» знаний, превращая их на практике в лайф-хаки. Спасибо, конечно. Но лучше б мне это «показали», чтоб я сама подумала «вау, да какая она ловкачка!» Извиняюсь, но пара пробежек с автоматом на перевес да идея обгадиться, чтоб было противно связанную насиловать, как-то не производят такого впечатления.
В общем, после прочтения этой книги пришла к выводу для себя, что не люблю такое количество бреда и абсурда как самоцель.
edcactus, 27 ноября 2013 г.
Многие отзывы здесь упоминают большое количество персонажей... Это как раз не проблема, и вообще не так уж их и много. Если вы читали и осилили «Песнь Льда и Огня» Джорджа Мартина, то количество персонажей в этой книге будет последнее о чём вы будете думать... А кто не читал Джорджа Мартина то сразу скажу — оставьте эту книгу на попозже, и прочитайте действительно что-то стоящее.
Мне лично книга ОЧЕНЬ не понравилась... Читается тяжело, трудно представить описываемые места с географической точки зрения. Сюжет вроде как есть, а местами кажется что его и нет совсем. Некоторые главы читаются на одном дыхании, а некоторые просто больше похожи на бред... При том что идея основная отличная, есть другие хорошие идеи, но всё вместе как-то не склеилось...
Попробую прочитать Анафем и Криптомикон... Посмотрим как пойдёт... Кстати — Сноуфол понравился, хотя тоже не 10 по моим критериям.
fokker, 12 декабря 2010 г.
Да, бурная техническая фантазия Стивенсона заслуживает уважения. Не шутки столько-то описаний достижений научно-технического прогресса XXII века наваять! И из-за этого часть книги больше напоминает не роман, а какую-то футуристическую спецификацию, которую составил главный инженер для иллюстрации концепции новой сборочной линии.
В остальном книга оставляет двоякие впечатления. С одной стороны, первая половина захватывает и интригует. Много персонажей, много сюжетов, викторианско-киберпансковско-нанотехнологический антураж, интересная концепция социально-политической сферы.
А вот вторая половина книги
читатаю_НФ, 24 марта 2021 г.
Читаю фантастику недавно, не дольше семи лет, хотя читательский стаж несколько десятков лет. Почему стало интересно? Это просто азарт, узнать кое-какие новости будущего, о которых не расскажут нигде, кроме НФ. Нил Стивенсон для чтения мной был выбран почти случайно, понравилось название романа Лавина. Алмазный век читала третьим после Лавины и Анафема, не соблюдая хронологию, но тем заметнее задумка писателя. Лавина и Алмазный век писались молодым, амбициозным, начитанным интеллектуалом. Он очень умело на базе из научных открытий и научно-популярных идей выстроил свои прогнозы будущего века. Мне кажется, что плох тот фантаст, который не видит себя пророком (за то мы великих и уважаем). Поэтому читая отзывы огорченных и раздраженных читателей, понимаю, что такие книги не для каждого. Сюжет, по сути, вторичен, герои схематичны и малоинтересны, как люди, зато разных научных ништяков изобилие. Не буду тщательно разбирать прототипы идей в Алмазном веке (ибо это отдельная работа), но заметила сразу:
1. Очевидно, что Нил Стивенсон неплохо изучил работы К.Юнга (коллективное бессознательное и проч.). У Юнга есть интересная книга «Психология и Алхимия»- не оттуда ли герой с именем «Алхимик», идеи филы Барабанщиков — идеи, которые читателю без знакомства с проблематикой кажутся нелогичным бредом, но в них замаскированы вполне артикулированные в 20 в. идеи коллективного бессознательного- и это уже наше настоящее. Образ «Семя» мне напоминает шумерский культ священного брака и празднование воскресения (из смерти в жизнь всего сущего) в дни весеннего сева ячменя. В Лавине автор сумел пристроить одну, но самую фундаментальную идею шумеров, и в Алмазном веке, как мне кажется, он не расстался с шумерами.
2. На мой взгляд, в триаде романов Лавина, Алмазный век, Анафем фундаментами для постройки сюжетов служат религиозно-философские системы: шумерская, конфуцианство, картезианство. Видимо, Н.С. пытается моделировать развитие каждой из них. Это очень интересно. Однако, если судить по этим трем книгам, в них отражены идеи о развитии мирового сообщества, принятые в научной среде в конце 20 века — когда есть противостояние только двух цивилизаций: англо-саксонской и китайской, в том числе, намек, что победа за конфуцианством, христианство не составило ему конкуренцию. А других цивилизаций нет, наверное, уже погибли к концу 21 века, судя по сюжету.
3. Во всех этих книгах есть похожие сцены массовой паники при атаке неведомых сил. Причины разные, но развитие действия похоже и здесь я вижу связь с событием, ставшим настоящей паникой из будущего — радиоспектакль Джорджа О́рсона Уэ́ллса «Война миров». Уверена, что Н.С. этот опыт прошлого использует, зная вполне реальную картину.
4. Уход Нелл в море к матери-русалке и тысячи девочек-жриц, может иметь прототип в шумерской богине — матери Намму, которая представляла собой безграничные воды океана. Идея, что местом рождения и местом последнего обитания человека будет океан вполне обсуждаема сегодня. Называя Нелл варварской принцессой, возможно, автор намекает на завоевание китайской языческой цивилизации другой цивилизацией (но какой — не ясно) и постепенный распад-умирание этой нерушимой китайской древности.
5. Мне показалось, что описание устройства домов в виде огромного бетонного стержня и висящих на нем легких жилищ напоминает города с домами ветками и гроздьями жилья в романах трилогии Лю Цысиня.
Роман занимателен как раз тем, что можно пытаться искать прототипы и пытаться услышать высказывание автора о будущем.