fantlab ru

Нил Стивенсон «Ртуть»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.09
Оценок:
1186
Моя оценка:
-

подробнее

Ртуть

Quicksilver

Роман, год; цикл «Енох Роот»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 111
Аннотация:

Дэниел Уотерхаус обладает блестящей научной прозорливостью, и все же он знает, что его гений находится в тени его друзей Исаака Ньютона, Готтфрида Лейбница и Роберта Гука. Он отвергает тайны алхимии как раз в тот момент, когда близко рождение новых способов понять мир. Джек Шафто начал жизнь лондонским уличным пострелом, а теперь он — опрометчивый странник в поисках большого состояния. Бесстрашные деяния Джека, Короля Бродяг, быстро становятся легендами по всей Европе. Элиза — молодая и изобретательная женщина. Дэниел, Джек, и Элиза попадают в мир, населенный безумными алхимиками, пиратами, придворными, историческими фигурами, включая Бена Фрэнклина.

© ozor
Примечание:

В 2006 г. три части книги были изданы как отдельные романы «Барочного цикла».



В произведение входит:


  • Ртуть / Quicksilver
  • Король бродяг / King of the Vagabonds
  • Одалиска / Odalisque

Входит в:

— цикл «Енох Роот»  >  роман-эпопею «Барочный цикл»

Награды и премии:


лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2004 // Роман

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книги — Лучшая необычная книга

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей . 4-е место

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов . 5-е место

номинант
Мраморный фавн, 2007 // Переводная книга

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2008 // Научная фантастика (США)

номинант
Сигма-Ф, 2008 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)


Рецензии:

«Przyszłość SF», 2006 г. // Автор: Михал Протасюк

Похожие произведения:

 

 


Ртуть
2007 г.
Ртуть
2007 г.
Ртуть
2011 г.
Ртуть
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Ртуть
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Quicksilver (Baroque Cycle 1)
2003 г.
(английский)
Quicksilver Ltd: Volume One of the Baroque Cycle: 1
2004 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно отложенный роман, чтобы посмаковать и насладиться...

Признаюсь, что не смог дочитать. Это историческая проза? История, насколько я понимаю, весьма уважаемая наука. Что здесь от неё? Пусть это фантазии уважаемого мною после Анафема автора, но здесь же просто словесный поток бессмысленного повествования на 900 страниц. Не верю, что это может писать эрудированный человек, похоже на литературного робота, которому задали тему, имена и загрузили словарь.

Не претендую на чистого ребенка из сказки про голого короля, но, друзья, откуда здесь философия или глубокое понимание мира....

Наверное это я просто такой недалекий, или же нельзя это читать на трезвую голову ...

Оценка: 3
– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Надеялся тут найти хоть одну честную рецензию. Но, к сожалению, таких не нашлось. Это проблема всего фантлаба. Рецензии оставляют только фанаты и почитатели произведения.

Оставлю несколько слов, чтобы другие понимали, что их не ожидает супер-книга.

Ее даже не интересно читать. Автор не умеет писать. Я конечно читал в переводе, но не думаю что можно настолько плохо переводить. Повествование сухое, но это не репортаж как в Капоте и не детализация как в Лавкрафта — это просто графомания. Отсутствие художественных образов объясняется типа тем, что книга о началах НТР и автор сам не гуманитарий. Но это тоже самое, что автор не писатель. Невозможно быть писателем и не быть гуманитарием. Даже Норберт Винер был своего рода гуманитарием — он прекрасно ориентировался в философии и имеет круто написанные работы.

Диалоги просто тупейшие, неестественные и скучные. Смешно, когда ребенок размышляет о политическом строе и истории

Структура сюжета дичайшая — ни завязки, ни мотивов, просто кто-то куда-то полкниги едет и непонятно с какой целью.

Признаюсь я осилил только 1/3. Ибо придерживаюсь правила, если не зашло — лучше не тратить времени, а почитать что-то стоящее.

И еще. Когда начал читать, подумал что это фанфик на Имя розы. По крайней мере стилем изложения. Но словно его писал подросток-неуч.

Это мое субъективное мнение. ИМХО.

Оценка: 3
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

То, что «Ртуть» не какая-то проходная вещь, совершенно очевидно. Но уж больно она неоднозначна! Ей легко можно поставить хоть 5, хоть 10 в зависимости от точки отсчета, лучше уж представить отношение к «Ртути» в виде вектора или хотя бы координатной пары. А дело вот в чем.

С одной стороны познавательная ценность «Ртути» претендует на многие рекорды. Эрудиция автора зашкаливает, достоверность происходящего не дает в себе усомниться, внутренний горизонт читателя стремительно расширяется. Личности, мысли и деяния великих людей вроде Гука, Ньютона или Лейбница вызывают глубочайшее уважение и неподдельный интерес, интриги при дворах Людовика XIV и Вильгельма Оранского иллюстрируют окружавшую их эпоху. В конце концов сам способ(-ы) познания окружающего мира, показанный в «Ртути», делают ее заслуживающей прочтения. Не часто, весьма не часто встретишь подобную полезность в художественной книге.

Но в то же время говорить о «Ртути» как об образце литературного произведения крайне сложно. В ней практически отсутствует четкий сюжетный стержень, роман распадается на 2-3 слабо связанные между собой истории, а такие понятия как «кульминация» или «градус повествования» детищу Стивенсона практически не знакомы. «Ртуть» словно равнинная река неторопливо несет читателя к финишу, что делает её более похожей на жизнеописание нескольких человек и их эпохи, нежели на роман в привычном смысле этого слова. Потому и волшебный эффект «ну все, вот только еще одну страницу и иду спать» не достигается — ты просто закрываешь книгу в конце главы и идешь по своим делам.

Отдельно от сентенций «за» и «против» стоит подвергнуть сомнению факт отнесения книги к жанру фэнтези. Не стоит верить обложке: при всем своем объеме «Ртуть» содержит считанное количество элементов этого жанра, да и те нужно искать под микроскопом.

Итог: необычайно познавательная, но тяжелая к употреблению книга.

Оценка: 7
– [  48  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга безжалостно хороша.

Она хороша хотя бы тем, что волшебно близка к моему личному идеалу романа — тут и мои любимые авантюристы, и интриги, по сравнению с которыми козни героев Дюма выглядят детскими играми в песочнице, и историчность (олитературенная, конечно), и (само)ироничный постмодернизм (ввернутые к месту цитаты из миллиарда источников — это ещё ладно, отдельная радость — выцепливать в тексте анахронистичные мировоззренческие, финансовые, информационные концепции), и несомненный авторский интеллект (для Стивенсона это не комплимент, но множеству прочих — стимул к нему подтягиваться, если есть чем). А какие характеры!

Я вполне представляю, что чтение «Ртути» (собственно, всего цикла) для кого-то может быть нелегкой работой. Кто-то не переносит натурализма, предпочитая фэнтезийную возвышенность, кого-то напряжёт плотная философская полемика, которая принимает на себя огромный вес текста, — а ведь современному человеку, который ньютоновские законы механики привычно принимает как данность, надо очень напрячься, чтобы представить себе несомненного интеллектуала, который до таких «простых» идей пока не дорос... Но меня эти (и другие) «препятствия» не заставили споткнуться ни разу. Не то, чтобы я так сразу во всё въезжал, вовсе нет, я регулярно ощущал, что не успеваю за логикой спора, ситуации, интриги, но это совершенно не раздражало — мир романа, как и мир реальный, чертовски сложен, и далеко не всё в нем запросто раскладывается по полочкам. В таких случаях я принимаю к сведению собственную ограниченность — или, как отдаленный потомок Дэниеля Уотрехауза, делаю в сознании закладочку («Надо бы вернутья и её трахнуть» — (с) «Криптономикон») . И всё это тоже оказывается частью общей картины — грандиозной, увлекательной, многоплановой почти до совершенства. И всё это не мешает получать удовольствие от упомянутой общей картины.

Рекомендую книгу всем, кого мой отзыв не отпугнул. Остальные могут принять мои искренние сожаления.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

В средние века, если не ошибаюсь для того, чтобы подмастерье стал мастером ему надлежало сдать квалификационную работу — сотворить «шедевр»- вещь, доказывающую его мастерство. Этот роман, безусловно, шедевр. Стивенсон показал, что он умеет писать и писать по-разному. Местами даже интересно. К сожалению местами, но для каждого читателя скорее всего это будут свои места.

Я думаю, что в первую очередь это роман для критиков и писателей, но не для читателя. Я его осиливал с разными промежутками около года. Все время были книги захватывающие меня больше. За это время еще три члена моей семьи помучивали данный шедевр. Прочитали все, но никто не требует продолжения.

Да я понимаю, что это вообще-то только первая часть романа, а никак не первый роман трилогии, и я в принципе могу потратиться на продолжение, но еще две глыбы на 900 страниц квалификационной работы мне неинтересны. Я скорее найду и перечитаю «Лавину».

Оценка: 6
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман был самым лакомым куском, который мне попался в литературе за прошлый год. Справедливости ради, надо сказать, что таким же куском был «Криптономикон» в позапрошлом. Здесь много сказано ранее и повторяться не имеет смысла. Дополню вот что.

«Ртуть» — это а) роман об исследователях и б)роман об эпохе, в которую эти люди с абсолютно сорванной башней были востребованы. Я впервые встречаю произведение, в котором совершенно адекватно, на мой взгляд, передан накал страсти познания истины. Герои «Ртути» — типичные пассионарии, сиречь священные безумцы. Священные — потому что их одержимость дает им силы стать проводниками в мир не просто новых идей и истин, а метода. Метода, на котором базируется сейчас вся наша цивилизация, нравится нам это или нет. Безумцы — потому что эти«бессмертные», великолепные, без тени иронии, харизматики, известные нам со школьной скамьи, а то и ранее, в своих помыслах, диалогах, действиях и повседневной жизни предстают не меньшими, а иногда и большими идиотами и детьми малыми, чем мы все, грешные. Что, надо сказать, совершенно не умаляет их величия. Потрясающая ироничность Стивенсона провела его по волосяному мосту через пропасть, не позволив ему создать ни икону, ни карикатуру. Понимает человек, что уж тут греха таить.

То же — и об эпохе. Гармоничное и естественное сочетание Космоса эпохи барокко и Хаоса эпохи барокко. Величия и всей фигни. Живой, полнокровный, вкусный мир. Стивенсон ни в чем себе не отказывает, чтобы приправить свою похлебку, а специй у него какое-то просто немыслимое количество. Одна картина берберийских пиратов, убыстряющих греблю под «Хаву Нагилу», чего стоит!

О линии Шафто с (Господи, забыл как звали) спасенной им барышней. Квест в мире барокко. Можно быть разными персонажами с разными путями. Но это поиск и это жизнь. Король бродяг. Одалиска. Уотерхауз. Сильные. Умные. Глупые. Смешные. Клевые. Искренние люди, живущие, а не надувающие щеки. Если хотите — пример для подражания.

Теперь о «натурализме». Нил Стивенсон, человек взрослый во всех смыслах, в том числе и в заботливом сохранении в себе ребенка. Секс он явно любит, и как неплохой аналитик, в нем разбирается достаточно. И умеет передать это на бумаге. Это же тоже, одновременно сильная, красивая, страстная, очень-очень сущностная и одновременно совершенно смешная и идиотская, по сути — очень детская вещь. И Шафто с пальцем известно где, и Уотерхауз, трахающий «баранью кишку», здесь более чем уместны. Эти куски посвящены не «удовлетворению половой потребности». Они — о любви. Не божественной, но несущей Его отблеск (а также всю нашу приматскую хрень) настоящей человеческой любви.

Короче, по мне — так отлично.:beer:

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная книга, начиная ее я боялась что брошу, но дочитав, хочу продолжения !

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман из прочитанных мною у Стивенсона который можно назвать шедевром без всяких оговорок (а ведь до этого были и «Лавина», и «Алмазный век», и «Криптономикон»).

По сравнению с «Криптономиконом» автор перестал задавать читателю загадки, ответ на которые можно получить только через сотню-другую страниц, что изрядно затрудняло мне получение удовольствия от чтения. Сюжет «Ртути» строен, логичен и последователен. К тому же мистер Стивенсон наконец-то получил достойного его таланта переводчика, который справился со своей работой просто прекрасно.

«Ртуть» конечно же, к фэнтези не относится никаким боком. Не утруждая себя созданием чужих рас и новых миров, Стивенсон сумел найти необычное (по крайней мере для современного человека) в Европе XVII века. Результатом его громадного труда стал мир, который странен не в меньшей степени, чем реалистичен.

Вывод: прекрасный, примерно в равных долях интеллектуально-авантюрный, исторический роман, который несмотря на его объем читается на одном дыхании.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

И все-таки я сделал это! Дочитал «Ртуть». С чем себя и поздравляю.

Роман вышел монументальным, не только по объему, но и по тщательности воссоздания эпохи. Конец 17 век – ключевой период в истории цивилизации, в Европе в это время появилась наука как таковая, а попутно с ней зарождались и многие институты современного общества. Повествование охватывает значительную часть христианского и отчасти мусульманского мира. Прежде всего Англию, но также континентальную Европу – от осажденной турками Вены и разоренной тридцатилетней войной Богемии до бирж Амстердама и утопающего в роскоши Версаля, попутно захватывая и Северную Америку. Главные герои, Уотерхауз, Элиза, Джек Шафто, свидетели и участники многих исторических событий, пересекаются на своем жизненном пути, кажется, с большинством значительных фигур того времени. При этом Стивенсон намеренно не выделяет ключевые — с современной точки зрения — личности и события, вплетая их в тяжеловесную ткань повествования, как в вычурный барочный узор, так что их с трудом различаешь на общем пестром фоне. Такой подход вполне оправдан – ведь в истории очень сложно выделить первопричины, и невозможно на самом деле сказать, что для нее важно, а что нет – в конечном счете важно все, но в результате читатель вынужден переваривать непомерное количество информации. Не всегда это идет на пользу и повествованию, которое иногда становится как бы декоративной рамкой к богатому натюрморту из исторических, политических, экономических и научных фактов.

Стивенсон перетасовывает вымышленных и исторических персонажей с такой ловкостью, которую может себе позволить, «не рискуя сломать шею», лишь человек огромной эрудиции. Наиболее удачны образы Даниеля Уотерхауза и Ньютона. Ньютон получился фигурой немного «не от мира сего», отдаленной от мирской суеты и ученого общества того времени, и в какой-то степени возвышающейся над ними. Всю жизнь посвятивший поискам божественного начала в природе, он пытается отыскать его в алхимии, геометрии и пропорциях иерусалимского храма, между делом создавая дифференциальное счисление и открывая важнейшие законы физики.

Налет фантастичности книге придают эпизодические появления бессмертного Еноха Роота, по совместительству алхимика, телепата и ясновидящего. Он, как часовых дел мастер, иногда вмешивается в течении событий, чтобы подправить сбившийся ход истории и направить в нужное русло.

Текст романа плотный, местами вкусный, местами вязнет на зубах. Что касается диалогов, то они порой тяжелы для восприятия – может быть, современного человека? – причем, если витиеватость и продуманность речи высших сословий того времени вполне понятна и уместна, то в устах Джека Шафто и некоторых других персонажей низшего общества пространные речи звучат слишком театрально. То ли автор увлекается, то ли намеренно жертвует достоверностью в каких-то своих целях, не знаю. Интересно, что герои сами часто жалуются на излишнюю изощренность речи своих собеседников.

В целом роман оставил приятное впечатление. Продолжение читать буду, но нужно немного прийти в себя и допереварить прочитанное, а может быть местами и перечитать.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем в первую очередь поражает «Ртуть»? Меня — наличием на страницах романа половины учебника физики. Причем, не просто упоминание известных имен, а именно попытка автора изобразить жизнь и труды великих людей той эпохи. И мне этот эксперимент весьма по нраву. Замечательно переданы попытки (как мы теперь знаем, успешные) переосмыслить и понять строение окружающего мира. Ведь на сознании любого человека того времени тяжким грузом висели религиозные и философские «догматы», и чтобы всплыть на верх, к истинным знаниям, необходимо было полностью отринуть бытовавшее представление окружающего мира, и создать свое собственное.

Теперь эпоха. На мой взгляд, и с этой задачей автор полностью справился. То есть, я не говорю, что описание Стивенсона полностью отражает историческую и социальную картину того времени. Я хочу сказать, что меня увлекла атмосфера книги, описание событий, жизни общества.

Ну и самое главное – главный герой, Даниэль Уотерхауз. Не знаю, вымышленная это личность или нет, но пока я не нашел никаких упоминаний о нем, в отличие от тех же Гука, Ньютона, Лейбница и Уилкинса. Хотя я больше склоняюсь к вымышленности этого персонажа – очень уж он удачный получился. В каком плане удачный? «Ртуть» является очень многоплановым романом, со сложным сюжетом, отражающим большой период политической, социальной, религиозной и научной жизни Европы 17-18 в.в. И все эти события подаются, как бы вплетенными в судьбу главного героя, он успевает поучаствовать, или хотя бы посмотреть со стороны на все основные события. Как сын одного из предводителей оппозиционного власти движения, он участвует во многих политических событиях, знает лично многих значимых политических фигур. Имея деньги, получает престижное образование, попутно знакомясь со многими аристократами — будущими видными политиками. Как видный член Королевского общества он имеет возможность общаться с лучшими умами своего времени. В общем, персонаж в высшей степени интересный, и если его не существовало в действительности – его стоило бы придумать.

Теперь о недостатках. Я увидел несколько. Во-первых, как уже упоминалось, некоторая слабость повествования, т.е. лично мне в некоторых местах повествование «резало слух», возникал некоторый дискомфорт. Правда таких мест было мало. И второй недостаток, также уже упоминавшийся, излишняя натуралистичность повествования. Да, согласен, в некоторых местах она очень к месту, но иногда, на мой взгляд. автор увлекается.

Итого, имеем замечательную книгу, атмосферную, наполненную множеством живых персонажей и событий, с лихо закрученным сюжетом и небольшими недостатками, которые не каждому таковыми покажутся.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ртуть» — первая книга из«Барочного цикла», действие котрой разворачивается в конце 17-начале 18 вв., начале эпохи Просвещения и Рационализма. Время барокко интересует многих европейских писателей: Г. Киз («Пушка Ньютона), Й. Пирс («Перст указующий»), У. Эко («Остров накануне»). В романах Киза и Пирса среди действующих лиц можно обнаружить героев «Ртути» — Ньютона, Лейбница, Франклина, создателя тайного философско-алхимического языка Уилкинса. Но Стивенсон решил разобраться с эпохой барокко основательно — в какой степени идеи, получившие развитие в данную эпоху (познаваемости Вселенной, ее волюнтаристского переустройства человеческими силами) повлияли на ход истории, как эти идеи изменили вектор развития европейской цивилизации... Ответа придется ждать в последующих книгах. Что же касается непосредственно «Ртути» — у автора получился многоплановый эпический роман, со сложной композицией, населенный огромным количеством действующих лиц, как вымышленных, так и реальных: от выше указанных Ньютона, лейбница и т.п. до Д Артаньяна и матушки Гусыни. В аннотации жанр «Ртути» обозначается как «интеллектуальная фэнтези». Безусловно, объем знаний Стивенсона поражает. Только вот этот объем никак не структурирован автором и вперемежку вываливается на головы читателя. При этом жанровый ландшафт «Ртути» чрезвычайно многообразный: здесь есть и картины общественной и семейной жизни, политические интриги, казни, убийства, алхимические споры, экскурсы в историю Франции, топографические описания Лондона, Амсетрдама, Бостона... Получилось невероятно богатое и вычурное (навроде барочной архитектуры) произведение, однако совершенно хаотичное и сумбурное в композиционном плане. Следует отметить и еще один момент:знаток всего и вся, энциклопедист Стивенсон, совершенно не умеет писать диалоги, передавать прямую речь персонажей, что совсем не способствует читабельности романа. Роман Стивенсона можно сравнить с романом британского писателя Й. Пирса «Перст указующий» — то же время действия, совпадают даже многие герои. Но если у Пирса — ясность мысли, кристальность изложения, высочайший эмоциональный накал, то у Стивенсона — во многом — сумбур, косноязычие (при весьма квалифицированном русском переводчике) и расплывчатость, аморфность идей (во всяком случае в 1-м томе будущей эпопеи). И если отсутствующему на ФантЛабе Пирсу я бы безоговорочно поставил 10 из 10, то Стивенсону «за труды его великие» как-нибудь натяну «восьмерочку».

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В книге повествование идет от лица Даниэля Уотерхауса. Даниэль живает в одно время с Ньютоном, Гуком, Лейбницем и прочими. Событий происходит немного, обставлены они как декорации, и ожидаешь каких то действий от самого героя. Либо хотябы понаблюдать за другими героями его глазами.

Но ничего не происходит. Сам герой почти ничего не делает, другие в общем-то тоже. Ньютон представляет свой телескоп, но это как-то буднично проходит, и ни о работе мысли, ни о его ошибках, нет ни слова.

Вторая проблема заключается в том, что долго не понимаешь, что это за жанр, то ли это исторический роман, то ли фэнтези. Но это ни то и не другое. в итоге из этой книги не узнаешь ничего, может что-то есть от «Москва и Москвичи», но Гиляровский гораздо лучше раскрывает быт людей. Здесь же такое ощущение, что взяли статью из википедии, и к сухому изложению фактов, просто подлили воды, которая абсолютно ничего не значит. Здесь же не возникает ощущение реальности. До конца думаешь что это фентези именно из-за того, что несмотря на соответсвие фактам все выглядит ненатуральным.

По фактам очень похоже на реальность. Годы жизни ученых примерно совпадают, чума тоже, королевское общество.

Есть упоминание алхимии, что немного сбивает и заставляет думать, что это фэнтези. Но если задуматься, то понятно, что мировозрение того времени могло быть довольно парадоксальным. Насколько это соответсвовало действительности, непонятно. И это, наверное, единственная мысль, которая хоть какую то ценность даёт. Но можно было и с этой мыслью увязать более интересные сюжеты. Можно было рассказать о конфликте Ньютона и Лейбница не двумя фразами, а как-то вовлечь читателя. можно было рассказать о изобретении телескопа, я думаю много чего еще можно было сделать. здесь этого нет.

С познавательной точки зрения «Таинственный остров» Жюля Верна куда более ценная книга.

Начал читать, тк в в отзыве о задаче трех тел поставили эту книгу в один ряд с книгами Азимова и Желязны, думал, что ну раз так то будет шедевр.

На самом деле ничего из себя не представляет. с трудом дочитал. не увлекает абсолютно. Задача трех тел лучше.

не рекомендую.

Оценка: 1
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я скажу сейчас очевидную мысль, но для того чтобы получать удовольствие от чтения исторических романов, необходимо как минимум разбираться в истории. Исходя из этой логики, чтобы в полной мере насладиться «Ртутью», необходимо иметь диплом историка вообще и увлекаться историей науки в частности. Стивенсону удалось написать свой роман так профессионально, что среднестатистический читатель с ходу не разберется, какие же из описанных событий выдуманы, а какие происходили на самом деле. Я вот, например, не смог и зачастую, обращаясь к Википедии по поводу некоторых исторических личностей и событий, бывал приятно удивлен. Кстати, по поводу Википедии: именно из-за частых обращений к этому ресурсу книга читается очень медленно. В ней и так более 900 страниц не самого простого текста, а тут еще и постоянная необходимость искать некоторые сведения на стороне и допонимать происходящее прилагая некоторые усилия. Но это если сюжет действительно увлек, общий смысл понятен и так.

1713 год. Для начала читателя знакомят с Енохом Роотом, который разыскивает некоего важного человека. Енох – личность интересная и таинственная, вот только главным героем он не является, что по первости несколько сбивает с толку. Роль Еноха – быть катализатором событий и временами появляться на фоне для придания своей персоне большей загадочности. Как только Роот находит того, кого ищет, сюжет начинается по-настоящему.

Искомый человек – Даниель Уотерхаус, блестящий ученый того времени, который, однако, находится в тени истинных пассионариев научного мира того времени: Ньютона и Лейбница. И несмотря на то, что сюжет уже стартовал и Даниелю пришлось отправиться в путь, львиную долю первой части составляют флэшбеки о детстве Даниеля, его юности и зрелости, в которых читатель узнает много интересного о тонкостях взаимоотношений с Ньютоном, об уровне научного и философского знания того времени, а также о политической ситуации в мире. Читая эту часть, я чувствовал, что мне чего-то недостает. После разухабистого и крышесносного экшна «Вируса «Reamde» «Ртуть» казалась пресной, несмотря на хороший юмор и отличных персонажей. А потом я дошел до второй части.

«Король бродяг» имеет совершенно другую тональность. Это история Джека Шафто, бродяги, жизнь которого выдалась уж чересчур насыщенной. Однажды Джек освобождает из плена турецкую наложницу Элизу… Ну как сказать, освобождает, это произошло случайно, когда во время боевых действий Джек решил погнаться за страусом («Все побежали и я побежал»). Погоня приводит его на территорию наложниц, где янычары лишают оных жизни. Там то Джек Элизу и спасает, попутно рассказывая девушке длинную историю о том, как он приобрел сифилис и чуть не вылечился от него. Элиза в свою очередь мастерски демонстрирует свои навыки общения и убеждает Джека в своей полезности. Дальше обоих персонажей ждет масса курьезов, приключений, политических игр и не только. Читатель в свою очередь получит немало позитивных моментов от умения Стивенсона шутить с серьезным лицом.

Про третью часть я говорить не буду, потому что она вновь фокусируется на истории Даниеля и обрывается на полуслове. Так что если вы до нее дошли, то имеете представление, чего ждать и стоит ли продолжать чтение.

На книге написано, что она «безжалостно хороша». На Фантлабе написано, что «книга безжалостно хороша». Но вы не поймете, насколько она безжалостно хороша, пока сами в нее не окунетесь. Это книга-глыба, которая приятно скрасит несколько (много) вечеров для каждого читателя, неравнодушного к истории науки. В ней нет цельного сюжета, нет ярко выраженной кульминации и финала, но при этом она читается интересно и живо. Пусть и не взахлеб.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и французы называли Лейбница латинским — monstro, так и автор Ртути заслуживает подобного звания в современной литературе. Нил – дерзкий писатель, другого подходящего эпитета для него не нахожу, бросать вызов целой эпохе, иначе как дерзостью не назовешь. Прочитать Ртуть это все равно что провести через себя заряд тока, первая часть книги (или первая книга и дальнейшие главы с Уотерхаузом) – это хороший импульс для левого и правого полушарий ГМ, воображай и анализируй. Отдельный респект юмору писателя, не смотря на всю суровость времени, автор выдает такие па, которые не сыщешь в книгах специализирующих только на юморе. Безусловно, принадлежность к нескольким жанрам – это плюс и минус книги. Тут уж чистая субъективщина, можно легко проглотить адвенчуру, утонуть в мире интриг, но не принять атмосферу ученых, либо же наоборот. Для меня линия Элизы была проходной, возможно как отдельный роман он смотрелся бы великолепно, но в сравнении с другими фигурами – не убедило. Джек – вот уж, действительно, бродячее божество, образ такой же яркий как Робин Гуд, эпизоды с бесом противоречия завораживают, всем остальным писателям плутовских романов, можно смело уходить на пенсию, потому что ничего лучшего уже не придумать! Уотерхауз – проявление классической диалектики, в отличии от других персонажей: Джек который изначально был воплощением короля бродяг, а Элиза изначально была большой умницей, мир Даниеля раскрыт под разными углами, он рос, учился, познавал; Даниель в 20 лет, Даниель в 40 и Даниель в 60 – это разные люди. Тут заметили убогость диалогов. Не знаю, возможно имеются изъяны в художественном построении, но когда читаешь разговоры: Уотерхауз – Уилкинс, Уотерхауз – Ньютон, Уотерхауз – Гук или Уотерхауз – Лейбниц, просто падаешь в обморок.

Теперь то что я назвал дерзостью вначале кажется вполне разумной, эпоха выбранная автором изобилует событиями, Нил С. видимо по своей творческой жадности решил охватить все открытия и противостояния: Лейбниц против Ньютона, Вильгельм против Людовика, быки против медведей, то что достойно тысячи книг описано только в одной, блин даже старик Д Артаньян не остался за кадром. Круто!

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Построение книги похоже на «Криптономикон». В «Ртути» тоже условно можно выделить 3 истории, которые где-то пересекаются, а где-то расходятся.

В начале Нил Стивенсон нас знакомит с натурфилософами (, как тогда, в 17-м веке) называли ученых. Ньютон, Гук, Лейбниц и пр. — все они трудятся на благо истины. Кто-то связывает свою деятельность с желанием раскрыть суть Бога, кто-то просто хочет постичь истину, которую религия не может раскрыть. У каждого свои цели, в том числе и покровители, которые финансируют развитие натурфилософии, видя в ней огромную силу. Рядом с известными учеными и представителями особ «голубых кровей» оказался Даниэль Уотерхауз, которого можно назвать недоученым и недосоветником, но при этом человеком. который добился некой важности. Глазами и ногами Уотерхауза читатель знакомиться с Англией эпохи барокко. Человеку, которому интересна наука хотя бы в начальном понятии, будет очень интересно узнать, как делались открытия, как ставились опыты, как придумывались законы, которые действуют до сих пор. Лично я был в полном восторге от того, что смог посмотреть на это не посредством сухого текста в учебнике, а посредством живописного художественного текста.

Честно говоря, не знаю, есть ли еще такие романы, в которых науку преподносили бы таким образом. Мне очень понравилось.

Потом неожиданно все обрывают и вводят нового героя — Шафто. Кто читал «Криптономикон», тот уже, наверное, догадался, чего можно ожидать от персонажа с фамилией Шафто. А именно — приключений и авантюр. Я обожаю Стивенсона за его умение подавать смешнейшие вещи с серьезным описанием. Шафто попадает в дичайшие курьезы, читая которые у меня с лица не сходила улыбка, но при этом сам герой оставался невозмутимым (до сих пор помню сцены с шабашом и «грибным» супом). Браво, Нил!

Но Шафто довольно быстро «заканчивается» и на сцене появляется Элиза. Некая девушка-простушка, без имени и рода, наложница, спасенная из рабства. ЧТо странно — с свои 18-19 лет у нее обнаружился талант на приумножение денег путем куплю-продажи акций. И откуда это умение взялось у человека без образования и опыта, понять мне очень сложно. Да и вообще сам персонаж этот мне показался не интересен. Вся суть Элизы — это добиться дворянского титула путем грамотного подхода к знатным особам (там улыбнуться, там подсказать, там ножки раздвинуть). Что обидно, все эти придворные интриги в конце концов заняли основную часть книги.

«Ртуть» — это документальный роман без центральной интриги. Что в середине книги, что в конце я не мог найти сюжет романа, который бы заставлял меня волноваться, переживать и задумываться, что же будет в конце. Кажется, в любом месте можно поставить точку. С точки зрения информационной составляющей книга шикарна. Стивенсон шикарно показал Англию, Францию и Голландию того времени. Книга толстая? Да! Много текста, но зато мы можем полностью насладиться живописными картинами, умело переданными автором. В романе много подробностей об архитектуре, моде, градации общества и т.д. Пока персонажи едут в карете, Стивенсон с удовольствием вам расскажет об арках, фронтонах, прудиках, набережных, мостах, ямах на дорогах, бантиках на туфлях натурфилософов или герцогов. Для кого-то это лишнее, но для меня подобные вещи являются украшательством романа. Стивенсон мастерски описывает эпоху того времени.

Но роман и правда, как ртуть. Читается вязко и неторопливо. Что-то интересно, что-то не очень. Я постоянно путался в именах графов и герцогов. Кто там чей бастард и у кого какие планы на трон... Поэтому все политические интриги мне были скучны.

Натурфилософы понравились, Шафто очень понравился. И если бы не мастерский текст Стивенсона, не его умение лихо закрутить текст, не умение уважаемой Доброхотовой-Майковой замечательно переводить текст, то я бы поставил оценку не выше 7. Неоднозначная книга, но каждый может найти в ней что-то свое.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх