Виктор Беньковский, Елена Хаецкая «Анахрон»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Психологическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Главный герой, микробизнесмен Сигизмунд Борисович Морж, владелец фирмы по уничтожению бытовых насекомых, древнего «жигуля» и захламленной квартиры в Питере — обнаруживает в гараже странную молодую особу в неописуемых лохмотьях, похожую на обкурившуюся наркоманку. Особа, полагает С.Б. Морж, вознамерилась посягнуть на его драгоценную «копейку». Однако вместо того, чтобы сдать злоумышленницу в милицию, Сигизмунд неожиданно для самого себя приводит её в дом и... И мы погружаемся в чудный мир городской сказки, смешной, грустной и очень доброй.
Входит в:
— цикл «Готский цикл»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 429
Активный словарный запас: очень высокий (3242 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 40 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Мраморный фавн, 2000 // Роман | |
номинант |
Мраморный фавн, 2007 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Chukcha2005, 13 октября 2024 г.
Замечательная книга — нравится и первый Анахрон и второй — но первый, конечно, больше. Теплая, уютная сказка, любовь и юмор. Часто перечитываю для поднятия настроения.
duke, 30 января 2008 г.
Целый день вчера занимался только тем, что читал эту книгу. Как начал, так и не отрывался, пока не закончил. Сказать просто, что книга хороша — очень мало. Восторженных эпитетов, отдающих пафосом, так же постараюсь избежать. Книга замечательная. Тот редкий случай, когда:
— смело можно порекомендовать эту книгу абсолютно всем, не взирая на пол, возраст, предпочтения и пр. и пр.
— ненормативная лексика, с лихвой рассыпаная на страницах романа, всегда к месту и ничуть не портит тот великолепный язык, которым книга написана (скорее, обогащает)
— незамысловатый сюжет, одновременно оригинальный и донельзя простой, только подчеркивает достоинства произведения
— на фантастическую составляющую можно смело «забить», осознав наконец, что не фантастикой единой «жив» человек
— практически все герои вызывают симпатию (включая собаку, крысу и всё семейство кошачьих)
— «однообразность» (реверанс в сторону baroni) притягательна и не приводит к скуке
ЗЫ Конечно, сравнивать «Анахрон» с Булгаковым в аннотации совершенно не корректно (мы ведь понимаем для чего это сделано) — но это нисколько не умаляет достоинств произведения. К тому же, время действия у Булгакова — действительно страшное время, в то время как «здесь» — по-настоящему страшное время уже позади, и 1997 год описан донельзя выпукло и рельефно.
suhan_ilich, 4 октября 2005 г.
Редко пишу отзывы, но на эту книгу очень бы хотелось обратить внимание. Роман удивительный, я проглотил файл с ним, книги к сожалению достать не удалось, за несколько часов, не отрываясь от монитора ни на секунду, для меня было удивительным, что современный писатель может быть насколько добрым, у Хаецкой в этой книге нет ни одного отрицательного героя, и всех как мне кажется она по своему любит и поэтому относится с мягкой иронией ко всем их, даже не очень правильным поступкам. Эту книгу стоит почитать обязательно.
baroni, 4 июня 2007 г.
Доброта, о которой так много говорилось в связи с книгой Хаецкой-Беньковского, конечно, хорошее качество и и для писателя, и для литературного произведения. Хорошее, но не главное. «Анахрон» посвящен устанволению контакта, возникновению такого чувства как любовь у представителей совершенно разных цивилизаций. Книга вышла хорошая, правильная. Но зачем в аннотации ее сравнивать с «Собачьим сердцем»? У Хаецкой вообще не про то, что волновало Булгакова в «СС». У Хаецкой — камерная история, немного веселая, немного грустная, довольно однообразная для 600 с лишним стр. текста. Не более того. У Булгакова в «СС» за всеми остротами и приколами слышен лязг зубов страшного, безчеловечного времени, которое пожрет и самого автора, и его героев. Герои «Анахрона» живут также в довольно страшное время, но вот именно этого ощущения неповторимого времени в романе Хаецкой-Беньковского, к сожалению нет. В сухом остатке имеется незамысловатая (как верно подмечено v_by) история любви. Для тех, кто считает, что основное достоинство литературы — «доброта», — этого, наверное, достаточно.
majj-s, 12 марта 2021 г.
Гостья из...
»- Сигисмундс, ми йедем Крэмл когда?
- Никогда, — сказал Сигизмунд.
- Патамутто? — строго спросила Лантхильда.
- Патамутто мы живем в другом городе. — Подумав, Сигизмунд добавил: —
Лантхильд живет в Петербурге. В Петербурге нет Кремля. И слава Богу!»
Время действия — конец девяностых, с четвертьвековой дистанции вполне себе ретро, место — город на Неве. Мелкий предприниматель Сигизмунд Борисович Морж, внезапно обнаруживает девицу в гараже возле дома, где держит старенький жигуленок. Девка более, чем странная, одета не по погоде в какое-то домотканное тряпье, грязна до последней степени и лопочет на непонятном языке.
Поначалу герой принимает ее за хиппи, наркоманку, бомжиху и собирается сдать с рук на руки участковому, но, приволокши домой, видит украшение — золотой полумесяц, эдак на полкило, подвешенный за простой потертый кожаный ремешок. К тому же, гостья поневоле, похоже, не умеет пользоваться туалетом, пугается бегущей из крана воды в ванной, завшивленна.
И, вместо того, чтобы сделать вывод, к которому мы с вами пришли мгновенно — девушку забросило из прошлого, Морж принимается множить сущности: она любовница преступного босса-извращенца, который держал девку буквально в черном теле, вытравив из нее все человеческое, но повесил ей на шею небольшое состояние.
И нет, он не выглядит на этом основании в наших глазах скудоумным, потому что каждый знает, что при всей приятности отвлеченных рассуждений на темы сверхъестественного, столкнуться с ним в своей жизни — упаси, боже. Если есть возможность смотреть и не видеть чего-то в упор, абсолютное большинство предпочтет ею воспользоваться.
Время, однако, идет, а отмытая и приодетая в цивильное, девка оказывается вовсе не так страшна, и главное, ее присутствие в жизни тараканоморца (его микробизнес инсектицидного свойства) Сигизмунда, придает ей, этой жизни сути, тепла и света. Которых сильно поубыло в последнее время, когда развелся, в придачу к свободе получив осознание фиаско семейной жизни, когда возраст Христа, а ничего значимого не достиг.
Когда ясно, что хорошее, что было в Союзе: стабильность, чувство защищенности от житейских штормов, право на законный оплачиваемый отпуск раз в году и возможность съездить в этот отпуск на курорт — ушло безвозвратно, а хозяином нового времени стать не сумел, да уже и не сумеешь. Не ездить тебе на мерине, не носить на работу костюма от Армани, не обедать в ресторане с вышколенными официантами и пятью переменами блюд.
Но с появлением в его жизни этой вахлачки, которую продолжает считать полуидиоткой, а красивой и вовсе не считает (по зрелом размышлении, пришел к выводу, что она бывшая пленница какого-то таежного тупика, вроде Агафьи Лыковой) — с ее появлением в нем проснулось желание заботиться о другом человеческом существе. Оберегать, защищать, учить, лечить. Такой, своего рода материнский инстинкт, подстегиваемый беспомощностью гостьи при отсутствии у нее выраженных дефектов.
И, знаете, я попробовала читать продолжение, которое многое объясняет, в частности появление Лантхильд; которое разворачивает конспирологическую теорию сталинских экспериментов, сопоставимых с деятельностью Аненербе; которое усложняет композицию книги, превращая ее из камерной истории на двоих в многофигурный авантюрный роман — да и бросила, чтобы не разочаровываться.
Потому что обаяние «Анахрона» именно в этой недосказанности, неопределенности мистического, в сочетании с абсолютной правдой жизни. ну вот явилась откуда-то тролль-дева, взял ее к себе, полюбил, потерял. И ни один из героев не делает бешеных лингвистических успехов, довольствуясь для общения «твоя-моя-понимай» при поддержке мимики и пантомимики (еще пиктограмм). И кобель у них такой же бестолковый, как в жизни (не как в книжках и кино).
Этому безусловно веришь, узнавая-вспоминая себя в то время и себя в том возрасте. Да, так оно было, да такими были мы. и да, мужья после развода не слишком вспоминали о том, что у них дети, да вообще не вспоминали, в большинстве. То есть, последнее, выпевая осанну книге, правильнее было бы опустить. Но как можно, если в этом немалая доля обаяния романа Хаецкой. Герой, которому безусловно сочувствуешь, регулярно отвечает бывшей жене на напоминания о нуждах сына: «Денег нет».
То есть, убери эту подробность, Сигизмунд куда более четко впишется в образ положительного героя, но и правды, а с ней веры истории, изрядно поубудет. А так, «Анахрон» в моей табели о рангах пример книги о попаданцах, которая литература. В отличие от многих произведений, позиционируемых как боллитра, которые макулатура.
roan, 16 июля 2011 г.
Для меня «Анахрон» — книга особенная. Прочитанная впервые больше десяти лет назад и любимая до сих пор. Перечитывал ее неоднократно. Чудом лет пять назад в бумажном виде добыл (а через пару лет второй том), до сих пор радуюсь.
За что так люблю? За искренность и невычурность, атмосферу и едкость; за характеры — не прописанные дотошно, но живые и яркие; за тоску и ностальгию; за то, что о безысходности — настолько тепло и светло, что хочется верить во что-то большее; за такой Питер, который уже только в памяти сохранился... о редкой книге говоришь как о чем-то сугубо личном, прожитом, или об истории из жизни друзей или близких. С «Анахроном» у меня сложилось именно так, за что авторам низкий поклон.
Nog, 28 ноября 2007 г.
«Анахрон», для меня по крайней мере, смотрится эдакой шуткой авторов, решивших вдруг пофантазировать на тему попадания в наше время пришельца из далёкого прошлого. Конечно, тема эта не нова, но на фоне затёртого до дыр приёма с переносом наших современников в прошлое выглядит абсолютно свежей. Итак, середина 90-х, Санкт-Петербург, мелкий бизнесмен Сигизмунд Борисович Морж обнаруживает в своём гараже очень странную девицу — по виду то ли из Прибалтики, то ли из Скандинавии откуда-то, не знающую ни слова по-русски, непонятно во что одетую, но зато носящую на шее довольно увесистое украшение из чистого золота. Не разобравшись поначалу, что с ней делать — то ли прогнать, то ли в милицию сдать, Сигизмунд привёл её к себе домой... и не смог уже с ней расстаться. Так и началась почти сказочная история знакомства и любви между двумя на первый взгляд совершенно разными людьми. История в основном забавная, хотя иногда и немного печальная, довольно простая, в общем-то, но зато очень-очень добрая, что отмечают едва ли не все, кто эту книгу читал. Доброта эта особенно удивительна, если учесть, что действие книги происходит в весьма неблагополучный период, перенесённый на бумагу с удивительной достоверностью. Хотя что удивляться — для создания «фона» авторам и не пришлось ничего придумывать, практически всё взято из «вида за окном», книга ведь и написана в 1997 году. Впрочем, это всё-таки не более чем фон, равно как и второ- и третьестепенные персонажи, появляющиеся в книге, даже при том, что описаны они здорово. А главное — это история отношений Сигизмунда и Лантхильды, прерванная, как водится, на самом интересном месте. Буду искать продолжение.
Итог: очень симпатичная и позитивная книга, практически не фантастическая даже — никакого объяснения появлению Лантхильды в Питере не дано, возможно, только пока. Настоятельно рекомендуется всем.
xata, 12 января 2023 г.
Книжка-загадка, я так и не понял чем зацепила меня эта книжка, но зацепила реально. Вплоть до того, что через 3-4 года я ее перечитал второй раз. Сюжет за гранью разумного — да, не спорю. И вообще кто бы мне сказал, что я запоем буду читать толстенную книгу, в первой части которой 80% объема формально про то как мужик показывает дикой бабе свою современную квартиру. Но ведь факт, оторваться невозможно было. Может дело в том, что герои и вообще все действующие лица прописаны хорошо и с какой-то авторской любовью ? Впрочем, как и время действия. Может и так. Вот, например, у одного великого писателя в произведениях «нет плохих людей», даже отрицательные герои по сути хорошие люди, нет, я сейчас ни в коем случае не сравниваю, но все равно что то в этом есть. И вообще, книжка реально добрая. К сожалению, ничего похожего я больше не нашел, ни у Хаецкой, ни вообще. А жаль.
Да, и если кто эту тонкую материю не почувствует, то книжка точно не зайдет, он будет недоумевать, зачем он это вообще читает. Это вам не боевая фантастика. ))
vladimir66, 13 мая 2012 г.
Симптомы:
1. вы устали от жизни и перестали верить в ЧУДО
2.каждое утро,собираясь на работу,вас трясет от отвращения,а дома вы впадаете в тоску .
3. самое близкое вам существо- « бородатый спаниель»
4. окружающая реальность глядит звериным оскалом ублюдка
При всем выше перечисленном негативизме- вам показан Анахрон в больших дозах .
Книга о том,что счастье не надо искать и завоевывать,его можно обнаружить случайно в собственном гараже.Книга о том,что любовь вначале может быть похожа на грязную, безумную девку с дурацким именем.Лантхильда оказалась тем человеком,который вернул Сигизмунду Моржу ощущение Нового Года,человеком с которым захотелось распить заветный Реми Мартель.Разумная ипостась кончилась,все,что связано с Лантхильдой переходит в первозданную гармонию. В жизнь врываются новые слова:гайтс,свин,хундс,мьюки- короче полная срэхва. И вот новогодняя ночь,безумная автомобильная езда по ночному Питеру,в приемнике звучит Вагнер,а рядом любимая девушка-вот оно счастье!
Откуда и почему появилась Лантхильда? Куда исчезла?Этого в книге нет,да и не требуется,ведь СКАЗКА не нуждается в аргументах и фактах.
Одна из любимых книг.Перечитываю при плохом настроении.«Уютная» и добрая история.
StasKr, 28 февраля 2011 г.
Впервые прочитал Хаецкую, ну почти впервые. Когда-то давным-давно, ещё в прошлой жизни (лет десять назад), попадалось нечто из её творчества, но было брошено на десятой странице, а около фамилии автора появилась Чёрная Метка. Впрочем, Метка – не Приговор, и когда в недрах Фантлаба я наткнулся на упоминание о том, что есть такой роман, в котором штамп «наши в прошлом» вывернут на изнанку и что героиней является девушка из прошлого, попавшая в нашу с вами современность, я не мог устоять. Душа, измученная нарзаном… нет, не так: душа измученная многочисленными попаданцами в прошлом (в диапазоне от сталинской эпохи до каменного века) уже давно хотела СТРАННОГО и никакая Чёрная Метка не могла её остановить.
Начало первой книги шло тяжело, так как автор слишком подробно описывала всё происходящее с главным героем: его мысли, поступки, реакцию на неадекватное поведение незнакомки и множащиеся вокруг неё загадки. С одной стороны это позволило создать убедительный образ главного персонажа, а в последствии – и галерею образов персонажей второстепенных, но с другой стороны читать первую треть книги было довольно трудно. К счастью, постепенно темп событий увеличивается и в дальнейшем книгу становится читать значительно легче. Во второй книге, где даётся объяснение Анахрона и рассказывается его история, очень чувствуется искусственность (а если говорить без экивоков – фальшь) повествования. Ну не вписывается Анахрон в идеологию Советского Союза! Нет, конечно, свои сторонники подобных проектов имелись и в СССР, но представить Сталина и Берию, выбрасывающие миллионы рублей на подобную фигню, которая даже в случае успеха обещала нулевую отдачу, решительно не могу. Вот в Третьем Рейхе подобной мурой могли бы и увлечься, а в СССР – нет. Что поделать, не повезло автору с историей собственной страны. Такой сюжет пропал…
Итог: наверное, я слишком много в последнее время читал книг с картонными героями, чья основная задача была «пойти туда и туда, сделать то и то». Так что многословный, изрядно затянутый «Анахрон» пришёлся мне по душе. Незаезженная тема «реликты», отличный язык, в котором органично смотрятся вандальские словечки и русский мат, хорошо прописанные персонажи. Однако из-за чрезвычайно слабого обоснования Анахрона приходится ставить только восемь баллов. ИМХО, автор мог бы и по-другому обыграть историю с этим мега-проектом.
Inquisitor, 22 января 2010 г.
Начну с самого, на мой взгляд, главного: прочитал роман и не могу определиться в том, насколько он мне понравился. А он действительно понравился. Несколько сумбурное и трудновыразимое впечатление, что я могу смело, не кривя душой, ставить любую оценку в диапазоне от 7 до 9.
Главный герой благодаря случайной фантастическо-мистической встрече с представительницей давно ушедшей цивилизации постепенно обретает себя, перерабатывает свою систему ценностей, познаёт любовь. Слегка грустная, но «человечная» история. О юморе и иронии также не забыто. Ровное, без резких всплесков и внезапных провалов, повествование. Довольно незамысловатый и предсказуемый сюжет компенсируется великолепно проработанными, поистине живыми героями. Индивидуальные и неповторимые характеры получили даже третьестепенные, порой даже безымянные, персонажи. Роман отлично передаёт дух 90-х годов, с его неопределённостью, нищетой, стремлением к переменам, с ностальгией по старому и верой в будущее. Даже встречающаяся на страницах ненормативная лексика совершенно не портит впечатления от этой городской сказки.
v_by, 2 июня 2006 г.
Книга яркая, но это не фантастика. Сказочная история обретения любви господином Моржом (любовь ховалась в гараже), на фоне абсолютно реального города Сант-Петербурга середины 90-х, со всеми заморочками того времени. Сюжет прост как яблоко, язык вкусен как яблоко, история катится сама собой как яблоко — куда бросили. Если говорить о приятном чтении — о да, вещь очень приличная (для тех, кто спокойно относится к ненормативу, все же речевого натурализма там в избытке). Если говорить о содержательности — тут, на мой взгляд, до цикла Хаецкой о мифическом Вавилоне далеко. Незамысловатая история, данная нам в ощущениях некоего среднестатистического Моржа, который болтается по жизни как... правильно, как яблоко. Летопись минувшей эпохи.
alex33, 23 октября 2014 г.
Однажды питерский буржуа советской закваски находит в своём гараже «попаданку» — белокурую скандинавскую девку. Ища вразумительное объяснение появлению этой странной по-русски не говорящей девицы, он находит в ней новый смысл своей жизни…
Люблю такие книги – с небольшим фантастическим допущением, которое становится отправной точкой для социальной истории. Уже уставшего от жизни главного героя манит та неизвестность, которая окружает незнакомку. При этом он практичен и циничен, поэтому начинает курс адаптации «попаданки» к современным реалиям. Книга написана легко с простым юмором и не отстранена от российской действительности. Главный герой часто рефлексирует на тему смены эпох, вспоминает «совок». Пожалуй, не хватает роману увлекающего динамичного сюжета с яркой развязкой, книга выполнена в стиле неспешного бытописания главного героя. Впрочем, это видимо сознательный ход авторов, иначе книга превратилась бы в типичный боевик в стиле городского фэнтези, а так получилась сказочная и лиричная история в антураже наших грустных будней 90-х. И как я понял, надо читать следующую книгу, чтобы подчистить сюжетные хвосты.
Mierin, 23 августа 2011 г.
Какая самая главная отличительная черта этой книги? Все герои — раздолбаи. Но боже, как же мы любим истории про раздолбаев! Почему — загадка. Но не случайно самый популярный фольклорный герой — самый заглавный раздолбай, Иванушка-дурачок. Потому что серьезно скучно жить. Потому что с серьезными людьми не случаются чудеса. Потому что, чтобы быть счастливым, нужно быть немножко Иванушкой-дурачком. Относиться к жизни чуточку проще. И тогда серые будни будут чуточку краше.
Первая часть «Анахрона» — почти классический любовный роман с социальной окраской (как вся русская литература, пожалуй. Социальной окраски практически никому не удалось избежать). Вторая часть временами граничит с сюром, но в целом — такая же прекрасно-ужасная, как вся наша человеческая жизнь. Авторам удалось создать теплую атмосферу, в которой приятно находиться все время прочтения книги, и героев, которым невозможно не симпатизировать. Язык можно ругать, но речевые характеристики персонажей просто прекрасны.
LAN, 22 февраля 2008 г.
Прекрасная история любви нашего современника и девушки из племени готов на фоне узнаваемого Петербурга середины девяностых.
В этом романе хорошо все: и тщательно прорисованный, плавно развивающийся сюжет; и живые, харАктерные герои; и великолепный, «вкусный» язык авторов; и декорации — типичная питерская квартира в старом фонде; и неожиданный финал...
А как замечательно передана уже немного подзабытая атмосфера того времени...